Статья опубликована в № 4882 от 22.08.2019 под заголовком: «России» не на что садиться

«Пулково» может перестать принимать рейсы базирующейся в нем авиакомпании «Россия»

У перевозчика возник долг из-за требований предоплаты от оператора аэропорта

Аэропорт «Пулково» в Санкт-Петербурге может перестать принимать рейсы авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлота») из-за авансового долга, хотя «Пулково» – ее базовый аэропорт. Еще 8 августа «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС, оператор «Пулково», крупнейшие акционеры – ВТБ, германская Fraport и катарская Qatar Investment Authority) письменно уведомили об этом перевозчика, сообщил 21 августа представитель «России».

Еще 2 августа ВВСС сообщила авиакомпании, что у нее образовалось 123 млн руб. просроченной задолженности, продолжил он, хотя в июле ни о какой задолженности речи не было. Долг возник потому, объясняет представитель «России», что аэропорт в одностороннем порядке потребовал предоплаты. «Россия» – крупнейший партнер ВВСС: 29,6% пассажиров «Пулково». «Авиакомпания не допускала просрочек платежей и выполняла все условия договора», – уверяет представитель «России».

В авиакомпании сожалеют, что менеджмент ВВСС своими действиями подрывает общие усилия прошлых лет, которые привели к росту маршрутной сети и увеличению пассажиропотока. «Россия» примет все законные меры и не допустит, чтобы ВВСС сорвала обслуживание ее рейсов и не дала ей исполнить обязательства перед пассажирами в Санкт-Петербурге, заявил представитель перевозчика.

Договор авиакомпании с «Пулково» предусматривает приостановку обслуживания рейсов из-за долгов, говорит представитель ВВСС, но такого решения в отношении «России» пока не принято.

Аэропорт и прежде брал с авиакомпаний предоплату, продолжает он, просто с 1 августа изменились условия, на которых «Пулково» готово получать плату после того, как услуги оказаны. Без предоплаты будут обслуживаться те авиакомпании, которые в предыдущий год перевезли через «Пулково» не менее 480 000 пассажиров, обеспечили рост пассажиропотока на 10% и, кроме того, не допускали просрочки платежей, объясняет представитель аэропорта. Если же хотя бы одно из этих условий перевозчик не соблюдает, оператор аэропорта может установить для него предоплату. «Авансовая схема оплаты позволяет минимизировать обоюдные коммерческие риски и риски для пассажиров, в том числе риск приостановки обслуживания рейса авиакомпании на вылет из аэропорта «Пулково», – заключает представитель оператора.

Представитель ВВСС не смог сообщить, скажутся ли нововведения с предоплатой на какой-либо другой авиакомпании, помимо «России».

По данным ВВСС, в число крупнейших перевозчиков санкт-петербургского аэропорта также входят «Аэрофлот», S7 Airlines, «Победа» и «Уральские авиалинии». Представители трех из четырех авиакомпаний не ответили на запрос «Ведомостей». А ответ представителя «Победы» ситуацию не прояснил: он сказал, что авиакомпания не комментирует коммерческие условия договоров с аэропортами.

В «Пулково» очень дорогой сервис, сетует человек, работающий в одной из авиакомпаний, пользующихся аэропортом: стоимость обслуживания одного Boeing 373 на внутренних авиалиниях составляет 196 668 руб., а на международных – 193 113 руб. Такой же самолет в московском «Внуково» обслуживается за 105 742 руб. на внутренних линиях и за 116 442 руб. на международных.

«Пулково» входит в пятерку крупнейших аэропортов России. В 2018 г. авиакомпания «Россия» перевезла в общей сложности 11,1 млн пассажиров. Основной пассажиропоток авиакомпании, по данным из отчета группы «Аэрофлота» – около 5,5 млн человек, пришелся как раз на «Пулково».

«Пулково», в свою очередь, сообщило в отчете, что обслужило в 2018 г. рекордные 18,1 млн пассажиров.

Для российской и мировой авиации работа аэропорта по предоплате – крайне необычная мера, удивляется гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак: «Я не знаю ни одного российского аэропорта, который работал бы таким образом. Это технически сложно, авиакомпании придется осуществлять множество денежных переводов за каждые взлет-посадку, авиационное сопровождение. Там могут быть сотни услуг».

Ситуация с предоплатой сложилась из-за трансформации инфраструктуры и возникновения аэропортовых холдингов, где работают люди преимущественно не из авиационной среды, которые пытаются выстраивать новый тип правил, предполагает Рыбак: «Они стремятся максимально быстро отбить огромные инвестиции, вложенные в реконструкцию аэропортов, хотя для этого нет реальных возможностей – обороты маленькие».

Аэропорты могут работать по предоплате с перевозчиками, у которых есть крупные накопленные долги, делится сведениями исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но это, соглашается он с Рыбаком, нетипичный случай в отношениях аэропорта с крупным авиаперевозчиком, у которого сложилась большая маршрутная сеть из этого аэропорта.

Сейчас и менеджмент, и акционеры авиакомпании и оператора «Пулково» занимают пока непримиримую позицию, продолжает Рыбак: «Но, в моем представлении, допускать уход авиакомпании из базового аэропорта ни его оператор, ни сама авиакомпания не будут».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more