США ищут способы помочь авиакомпаниям

Но те готовы отказаться от государственной помощи, несмотря на кризис в отрасли
Carlos Barrira / Reuters

Министерство финансов США планирует нанять три инвестбанка, чтобы те помогли правительству определиться с мерами помощи авиакомпаниям и другим представителям авиационной отрасли, переживающим беспрецедентный кризис из-за пандемии коронавируса. Деньги на помощь будут выделены из общего пакета мер на $2 трлн, направленных на стимулирование экономики США.

Ожидается, что минфин воспользуется услугами независимых инвестбанков PJT Partners, Moelis и Perella Weinberg Partners, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на знакомых с ситуацией людей. Предполагается, что каждый из них будет давать правительству советы, касающиеся одного из трех сегментов отрасли: пассажирских авиакомпаний, грузовых авиаперевозчиков и таких компаний, как Boeing, имеющих критическое значение для национальной безопасности. В отличие от более крупных банков, у них не должно быть конфликтов интересов, поскольку они не выдавали авиакомпаниям кредиты на миллиарды долларов.

Авиакомпании по всему миру могут лишиться более $250 млрд выручки в этом году из-за запретов на авиаперелеты, принятых государствами для борьбы с распространением коронавируса, по оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). В этом случае их выручка сократится более чем на 40% в 2020 г. Кроме того, президент США Дональд Трамп заявил 1 апреля, что в дополнение к ограничению авиасообщения с другими странами он может временно прекратить рейсы между некоторыми американскими городами.

Закононопроект о мерах поддержки экономики на $2 трлн был принят в конце марта. Из этой суммы $50 млрд предназначены для отрасли пассажирских перевозок: половина – это прямые гранты на выплату зарплат в течение шести месяцев, другая – займы и гарантии по кредитам. Еще $8 млрд предназначены грузовым авиаперевозчикам, $3 млрд – подрядчикам авиакомпаний, например занимающимся кейтерингом, а $17 млрд – важным для национальной безопасности компаниям.

Закон также позволяет минфину приобретать доли в авиакомпаниях в обмен на гранты и кредиты. Однако профсоюз бортпроводников призвал правительство США этого не делать из-за беспокойства, что в этом случае авиакомпании откажутся от государственной помощи, пишет WSJ. В этом случае рабочие места окажутся под угрозой.

Также, учитывая неопределенность с будущим спросом на билеты, некоторые авиакомпании не хотят брать кредиты в рамках этой программы из-за предусмотренных ограничений на сокращение персонала.

Во время мирового финансового кризиса правительство США похожим образом приобрело доли в автопроизводителях General Motors и Chrysler, оказав им финансовую помощь. В конечном счете Вашингтон продал их акции с убытком около $11,8 млрд.

Гендиректор Boeing Дэвид Кэлхун уже предупредил, что откажется от госпомощи, если ради нее придется передать правительству долю в компании. «Если оно будет настаивать на этом, мы просто рассмотрим другие варианты. У нас их много», – заявил он в интервью Fox Business Network.

Некоторые авиакомпании думают нанять консультантов, чтобы решить, воспользоваться ли им господдержкой. American Airlines ведет переговоры с Джеймсом Миллштейном из Guggenheim Securities, сообщало агентство Reuters. Он был автором программы спасения некоторых финансовых организаций администрацией Барака Обамы во время финансового кризиса.