Как российская торговля выходит из самоизоляции

Россияне не гуляют по магазинам и покупают без примерки
Виктор Толочко / РИА Новости

С 12 мая в России начался поэтапный выход из режима ограничений, связанных с коронавирусом.

В Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге пока продолжают действовать самые строгие ограничения – закрыты как торговые центры (за исключением магазинов разрешенных форматов), так и почти все непродуктовые магазины, кроме, например, аптек и магазинов товаров для животных.

Но некоторые региональные власти постепенно начали снимать ограничения на работу торговых центров и непродовольственных розничных сетей. Сейчас таких регионов более 25 из 85. «Ведомости» опросили участников рынка, как после простоя открываются магазины и как изменились покупатели.

Как открываются торговые центры

В мае покупатели стали чаще приходить в торговые центры, средняя дневная посещаемость уже достигла 35–40% от обычной, рассказала Анна Никандрова, партнер Colliers International, управляющей 24 торговыми центрами в 13 городах от Мурманска до Улан-Удэ. Если ТЦ обеспечат максимальную безопасность и психологический комфорт, после открытия всех точек арендаторов они смогут постепенно привлечь до 70-75% былого трафика, надеется она.

Осторожный шопинг

После ослабления режима ограничений в мае тенденция активного оживления бизнеса очевидна, подтверждает исследование Сбербанка и «Платформы ОФД». Они проанализировали, как с 1 по 15 мая за 2020 г. изменились продажи в основных сферах розничной торговли по сравнению с прошлым годом. Больше всего выросли продажи спорттоваров – на 116%, средний чек – 4090 руб (+ 36% год к году). Оборот в товарах для строительства и дома увеличился на 38%, средний чек – 3779 руб. (+44%). Категория одежда и обувь подросла на 6%, средний чек составил 2736 руб (+68%). Если смотреть динамику не год к году, а по неделям, рост также заметен. С 12 по 21 мая число покупок в среднем по России выросло на 18% по сравнению с периодом с 30 марта по 11 мая, говорится в исследовании банка ВТБ и входящего в группу оператора фискальных данных «Первый ОФД».

Крупный владелец торговых центров «Ташир» с 13 мая, например, открыл в Белгороде ТРЦ «Рио». Он работает в будние дни с учетом предписаний Роспотребнадзора, рассказал руководитель департамента по управлению коммерческой недвижимости в регионах «Ташир» Владимир Велицян: в ТРЦ строгий масочный режим, усиленная дезинфекция и социальное дистанцирование.

Около 90% магазинов в белгородском «Рио» работают, но закрыты кинотеатр, парки развлечений и предприятия сферы услуг (парикмахерские и салоны красоты), фудкорт функционирует в режиме доставки и на вынос. В среднем трафик посетителей ТРЦ «Рио» с 13 по 22 мая упал на 20% по сравнению с последними неделями до пандемии, отмечает Велицян.

Все торговые центры Malltech – «Лето» в Санкт-Петербурге, «Планета» в Уфе, «Аура» в Новосибирске, «Планета» в Новокузнецке и Красноярске – пока работают в ограниченном режиме, сетует операционный директор Malltech Кирилл Степанов. Открыто лишь 5,5% арендаторов, дневной трафик по всем объектам с 15 по 21 мая был в среднем 5000 человек в сутки.

Одежда без примерки

Продавцы одежды и обуви значительно пострадали от режима самоизоляции, говорит гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс: 35–50% могут уже не вернуться к работе офлайн. Самый тяжелый удар, по словам Лебсак-Клейманс, пришелся на крупные компании: до пандемии у них был большой разрыв между онлайн- и офлайн-продажами, на балансе – значительные торговые площади и штат сотрудников.

Сети H&M и Inditex (бренды Zara, Bershka, Pull&Bear, Massimo Dutti) уже планируют закрыть нерентабельные магазины в некоторых торговых центрах Москвы, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на нескольких консультантов рынка коммерческой недвижимости. Пресс-службы этих ритейлеров на запросы не ответили.

Российские продавцы одежды и обуви постепенно открывают магазины.

Открытия происходят практически каждый день по мере ослабления режима самоизоляции в регионах, говорит представитель Melon Fashion Group (сети Befree, Zarina, Love Republic). Пока открыто около 65 магазинов, или примерно 8% всей сети. Baon открыл два магазина из почти 100, рассказал основатель компании Илья Ярошенко.

Покупателей откровенно мало, отмечает владелец Zenden Group (бренды Zenden, Thomas Munz и Mascotte) Андрей Павлов: из почти 400 магазинов у группы открыто около 70.

У «Спортмастера» на 26 мая было открыто 20% магазинов, всего у сети 450 точек, сообщил его представитель. Пока больше всего сложностей из-за ограничений на крупнейших рынках – в Москве, Московской области и Петербурге.

Все ритейлеры говорят об изменившемся поведении покупателей: люди приходят в магазин ненадолго и за конкретными вещами. Маски, перчатки, санитайзеры, разметка в магазине – это уже привычно для продавцов и покупателей, говорит Ярошенко: но в новинку работать без примерочных – это требование Роспотребнадзора.

Многие приобретают вещи и примеряют их дома, говорит представитель Melon Fashion Group: если что-то не подходит, возвращают в магазин. Компания даже увеличила сроки возврата.

Покупатели приходят разные – одни не верят в вирус, другие ведут себя очень осторожно, рассуждает Ярошенко: в целом, обстановка напряженная, прогулок по торговым центрам больше нет.

Косметика без пробы 

Косметическому ритейлу после открытия торговых центров придется работать в новых условиях, это станет вызовом, говорит Анна Дычева-Смирнова, гендиректор Reed Exhibitions Russia (организатор крупнейшей российской косметической выставки InterCHARM).

По требованиям Роспотребнадзора из торговых залов убраны все тестеры, в магазине нельзя снимать ни перчатки, ни маску, вход строго по 2 человека, рассказал Олег Пай, основатель компании Mixit. Из 162 магазинов эта компания уже открыла 10.

Постоянные покупатели пришли, как только открылись магазины, делится представитель косметических брендов Natura Siberica и Organic Shop. Сейчас открыто два магазина Organic Shop в Оренбурге и Ульяновске из почти 90 собственных точек (Natura Siberica, Organic Shop, Planeta Organica и Agafia Shop).

У некоторых торговых центров есть свои дополнительные меры предосторожности, отметил представитель Natura Siberica и Organic Shop: например, в Ульяновске обязательно наличие обеззараживающих ковриков при входе в магазин и защитных экранов на кассах. Трафик в магазинах почти в два раза ниже, чем годом ранее, сетует он: покупатели берут в основном жидкое мыло и увлажняющие кремы из-за пересушенных от санитайзеров рук.

Другие крупные продавцы косметики и парфюмерии почти ежедневно отчитываются об открытиях магазинов на официальных сайтах и в соцсетях. На сайте «Летуаль», например, сказано, что открыто более 60 магазинов. Компания предупреждает: поход в магазин возможен лишь в маске и перчатках с соблюдением социальной дистанции. В более чем 10 городах открылись «Иль де ботэ», сообщает ритейлер в соцсетях. На входе в магазин покупателей просят дезинфицировать руки, держать дистанцию. Консультации по подбору макияжа приостановлены.

У «Рив гош» работают 27 магазинов в полном режиме, но с ограниченным доступом к тестерам. Несколько магазинов открыто у «Золотого яблока». «Рив гош», «Иль де боте», «Летуаль» на запросы «Ведомостей» не ответили. Представитель «Золотого яблока» от комментариев отказался.

Безопасные товары для дома

В отличие от большинства непродовольственных ритейлеров, продавцам бытовой техники и электроники было разрешено работать в период связанных с коронавирусом ограничений в формате салонов связи. В таком режиме пока функционирует большинство магазинов группы «М.Видео–Эльдорадо», рассказал ее представитель. По словам директора «Ситилинк» Александра Лозовского, 75% торговых точек сети уже возобновили работу в полноценном режиме, но с соблюдением требований Роспотребнадзора. Число посетителей 23–24 мая по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось, признает он.

С 20 мая также начали открываться магазины товаров для сна и дома Askona, сообщил представитель компании. На 25 мая открылось 150 из 900 точек с учетом франчайзи, 35 из них работают в полноценном режиме, остальные – как пункты выдачи. Открылись и некоторые магазины товаров для дома Hoff. Около 10–15% сети уже работает с официального разрешения властей, рассказал вице-президент ритейлера Михаил Кучмент. Всего у Hoff 50 магазинов в 18 городах России.

Askona выдает клиентам специальные одноразовые накладки, которые кладутся на образцы матрасов и подушки при тестировании. Hoff в ближайшем будущем планирует запустить на сайте возможность видеонаблюдения за торговыми залами, рассказал Кучмент: покупатели смогут в режиме реального времени убедиться, что компания принимает все необходимые меры безопасности. «Ситилинк», чтобы обеспечить безопасность покупателей, выдает на входе бесплатные маски и перчатки, регулируется и количество посетителей, рассказал Лозовский.

Восстановление не близко

Даже восстановление 100% посещаемости торговых центров не гарантирует докризисного товарооборота – изменилась покупательная способность людей, отмечает Никандрова из Colliers International. Трафик в торговых центрах после пандемии может снизиться на 40–50%, а восстановиться не ранее 2021 г., говорил ранее президент Российского совета торговых центров (РСТЦ) Булат Шакиров: каждый ТЦ сейчас в среднем теряет до 50 млн руб за день простоя.

На рынке косметики по итогам 2020 г. грандиозного падения ждать не стоит, оно может составить не более 10–15%, прогнозирует Дычева-Смирнова: во время пандемии интернет-продажи косметики шли уверенными темпами. К тому же в России пик продаж косметики приходится на ноябрь – март, тогда ограничений для розницы не было. Но, отмечает эксперт, в последнее время вся крупная парфюмерно-косметические розница развивались по сценарию «розничные продажи плюс развлечения»: кроме покупок клиенты могли сделать стрижку или укладку, посетить мастер-класс по макияжу или мини-процедуру, встретиться со звездой шоу-бизнеса или амбассадором бренда. Все эти серьезные двигатели продаж вряд ли будут доступны в ближайшее время, напоминает Дычева-Смирнова.

Рынок одежды и обуви к концу года может потерять 40–70% в выручке, на восстановление может уйти не менее двух лет, прогнозирует Ярошенко из Baon. Продавцы одежды, обуви и аксессуаров будут сокращать издержки, прогнозирует Лебсак-Клейманс: они закроют часть магазинов, сократят закупки, будут искать партнеров для оперативных поставок со склада и активно будут уходить в онлайн.

Зато, по мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, достаточно быстро восстановятся продавцы товаров для дома и ремонта: потребители направят часть запланированных на отдых и туризм расходов на ремонт и обустройство дома. Продажи товаров для сада в 2020 г. вырастут более чем на 20% – дачный сезон начался гораздо раньше, продолжает Бурмистров: снижение доходов стимулирует потребителей самим выращивать овощи, фрукты и ягоды.

Продажи бытовой техники и мобильных устройств после роста в начале года существенно сократятся по итогу полного 2020 г., по оценке «Infoline-аналитики». Причина – сокращение доходов потребителей и откладывание крупных покупок на 2021 г.