Правительству и группе «Аэрофлот» не нужны дополнительные SSJ100 для Дальнего Востока

Хотя использовать российские самолеты для перевозок в регионе поручал Владимир Путин
«Аврора», которая должна при поддержке государства обеспечить развитие авиасообщения на Дальнем Востоке, летает только на иностранных судах /РИА Новости

Минтранс в конце июня разослал другим федеральным министерствам, правительству Сахалинской области, «Аэрофлоту» и его «дочке» – авиакомпании «Аврора» дорожную карту по созданию новой дальневосточной авиакомпании, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух авиакомпаний из Дальневосточного округа и подтвердили два федеральных чиновника. Президент Владимир Путин еще в январе поручил правительству внести предложения по созданию авиакомпании, которая на российских самолетах будет возить пассажиров по Дальневосточному федеральному округу (ДФО).

Порезали SSJ100

Как следует из документа Минтранса, во исполнение президентского поручения новую авиакомпанию планируется не создавать с нуля, а развивать перевозки с использованием бюджетных субсидий на базе «Авроры». «Аврора» – крупнейшая авиакомпания в ДФО (1,9 млн пассажиров в 2019 г.), на 51% принадлежит «Аэрофлоту», на 49% – Сахалинской области. «Аврора» же по заданию правительства и совместно с региональными администрациями готовила концепцию развития перевозок на Дальнем Востоке. Концепция завершена в июне и также разослана для ознакомления.

Авиапром воспринимал поручение Путина как возможность получить нового клиента для единственного российского самолета – SSJ100. Этот ближнемагистральный лайнер выпускает входящая в «Ростех» Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). В дальневосточную авиакомпанию может быть поставлено 20 SSJ100, предвкушал в марте министр промышленности Денис Мантуров. Но «Аврора» другого мнения: дополнительно для проекта потребуется пять «Суперджетов», говорится в представленной концепции.

SSJ100 действительно плохо подходит для региональных перевозок на Дальнем Востоке, рассказывали сотрудники авиакомпаний и федеральные чиновники: для небольшого регионального трафика его вместимость избыточна (до 103 кресел) – на полеты такого большого лайнера потребуется больше бюджетных субсидий. SSJ100 может быть эффективен только на маршрутах между крупнейшими городами округа, а на многие аэродромы небольших городов он просто не в состоянии приземляться.

Основу региональных перевозок в ДФО составляют выпущенные еще в СССР турбовинтовые Ан-24/26 (по 50 мест) и «кукурузники» Ан-2 (9 мест) – всем этим судам свыше 40 лет, современные российские аналоги только разрабатываются и появятся на рынке через несколько лет.

Поддержка авиапрома из проекта, по сути, ушла, вздыхает человек, близкий к ОАК. При этом «Аврора» предполагает широко использовать среднемагистральные Airbus 320, которые еще меньше подходят для региональных перевозок: их вместимость составляет около 160 пассажиров и требования к взлетно-посадочной полосе более высокие. Будущая дальневосточная авиакомпания будет возить на SSJ100 по 800 000 человек в год, а на Airbus 320 – по 1,6 млн, говорится в концепции.

Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался, представители Минтранса, Минвостокразвития, Минфина и Минэкономразвития не ответили на запросы. Концепция еще не утверждена и подлежит обсуждению, отмечают два федеральных чиновника. Запускать проект дальневосточной авиакомпании можно и с SSJ100, а потом развивать его по мере появления других российских моделей, но неправильно субсидировать из бюджета полеты иностранных судов, а региональные перевозки на Дальнем Востоке без субсидий невозможны, говорит другой федеральный чиновник.

Восемь авиакомпаний

Сама «Аврора» летает только на иностранных судах: среднемагистральных Airbus 319 (10 шт.) и турбовинтовых региональных DHC-6 Twin Otter и Bombardier различных моделей (13 шт. вместимостью от 19 до 70 кресел). Еще в марте стало известно, что «Аэрофлот» не будет принимать участия в дальневосточном проекте – в том числе потому, что для него нет подходящих отечественных судов. «Аэрофлот» и Росимущество проведут рыночную оценку 51% акций «Авроры» и этот пакет выкупит Сахалинская область (консолидировав таким образом 100%), сказано в дорожной карте.

После этого «Аврора» и субъекты РФ должны предложить правительству новые организационные модели дальневосточной авиакомпании, говорится в документе без дальнейших подробностей. Имеется в виду, что миноритарными акционерами «Авроры» могут стать другие регионы, а также что к развитию перевозок в ДФО могут быть привлечены другие региональные авиакомпании, пояснили сотрудники двух авиакомпаний и человек, близкий к Минтрансу. Развивать пассажиропоток в ДФО также будут авиакомпании «Якутия» и ее «дочка» «Полярные авиалинии», «Камчатское авиапредприятие», «Чукотавиа» и «Хабаровские авиалинии» (все принадлежат соответствующим регионам), а также частные вертолетные операторы «Витязь-аэро» и «Авиашельф», указано в концепции. Все эти перевозчики назначат «Аврору» своей управляющей компанией, и она сможет формировать единое расписание, единую систему тарифов и продаж билетов и единую систему закупок, следует из документа.

Принадлежащие регионам авиакомпании неэффективны и живут за счет вливаний из региональных бюджетов, говорят сотрудники двух авиакомпаний и человек, близкий к Минтрансу. Хуже всего дела у «Якутии», второй крупнейшей авиакомпании в ДФО (713 000 пассажиров в 2019 г.). «Якутия» глубоко убыточна, республике надоело ее содержать, поэтому республика готова не просто отдать свою авиакомпанию в управление, но и избавиться от ее акций, с таким предложением выступает и гендиректор «Якутии» Владимир Горбунов, продолжают собеседники «Ведомостей». Проект находится в начальной стадии и еще только обсуждается, ответил Горбунов «Ведомостям».

«Сейчас отечественный авиапром кроме SSJ100 ничего не может предложить, и эта ситуация не изменится в ближайшие 2–3 года. Но дальневосточная авиакомпания могла бы поддержать авиапром, разместив заказ на разрабатываемые российские самолеты Ил-114 и Л-610, а пока использовать имеющиеся советские и иностранные суда», – говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.