Иркутская область договаривается с РЖД об увеличении объемов вывоза угля

Ранее «дочка» «Эн+» пожаловалась на распределение квот в Генпрокуратуру и ФАС
Евгений Разумный / Ведомости

Правительство Иркутской области инициирует заключение соглашения с РЖД с гарантированным объемом отгрузки в восточном направлении угля из региона. В 2024 г. он должен составить не ниже 3,5 млн т, заявил «Ведомостям» представитель пресс-службы министерства экономического развития и промышленности области. 

Он также пояснил, что региональное правительство «в целях стабилизации ситуации в угольной отрасли» ежемесячно направляет в РЖД обращения о минимально необходимом объеме отгрузки угля, который должен поддержать финансовую устойчивость угольных предприятий. 

Как писали «Ведомости» 25 декабря, крупнейшая в Иркутской области угольная компания «Востсибуголь» (входит в основанную Олегом Дерипаской «Эн+», обеспечивает около 85% добычи в регионе) обратилась в Генпрокуратуру и ФАС с жалобой на несправедливое распределение квот на вывоз угля на экспорт. Гендиректор «Востсибугля» Евгений Мастернак указывал в письме, что должностные лица минтранса и минэка Иркутской области распределяют квоты в пользу других угледобывающих предприятий.

«Востсибуголь» обращал внимание на то, что экспорт угля из Иркутской области в 2016–2022 гг. в целом вырос в 2,3 раза до 3,28 млн т в год, но квота компании (вся она приходится на принадлежащий «Востсибуглю» разрез «Черемховуголь») выросла лишь на 3,8% – с 943 700 до 979 800 т. Доля «Востсибугля» в экспортных отгрузках угля из региона при этом снизилась с 66,6 до 29,8%. Экспортные квоты, по мнению Мастернака, необоснованно распределяются в пользу относительно небольших угольных компаний (Иретский, Забитуйский, Харанутский, Герасимовский и другие угольные разрезы).

В минэке Иркутской области на вопрос «Ведомостей» о принципах распределения квот между компаниями не ответили. Но представитель министерства напомнил о том, что в мае губернатор области Игорь Кобзев обращался к президенту Владимиру Путину с просьбой содействовать увеличению квоты на вывоз угля на экспорт из региона «не ниже 3,5 млн т в год» и дать соответствующее поручение РЖД. 

Представитель РЖД сделал отсылку на свой предыдущий комментарий по этой теме. Ранее он говорил «Ведомостям», что преимущество при перевозках по сети РЖД имеет продукция, которая отправляется из ряда угледобывающих регионов, с которыми заключены соответствующие соглашения, – Кузбасса, Якутии, Хакасии и Тувы.

Мастернак заявил «Ведомостям», что считает систему распределения квот минэком Иркутской области «непрозрачной, несправедливой». «Изначально нам вообще не поясняли, почему наша квота сократилась вдвое – с 67 до 30%, – говорит топ-менеджер. – Потом минэк показал некую формулу, которая не учитывает ни общий объем добытого угля конкретной компанией, ни объемы низкомаржинальных поставок на внутренний рынок, ни выполнение социальных обязательств и инвестиционную деятельность. Мы считаем это неправильным».

Он также обратил внимание на непрозрачность работы других недропользователей, в пользу которых распределяются квоты. «Есть ли у них коллективные договоры с работниками, социальные обязательства, как платятся зарплаты? Каков их общий вклад в экономику региона? Все эти нюансы должны учитываться при распределении квот, поскольку экспорт – единственное маржинальное направление поставок», – отметил Мастернак. Гендиректор «Востсибугля» добавил, что экспорт угля позволяет исполнять [социальные] обязательства, включая повышение зарплат, сохранение численности персонала, проекты, направленные на улучшение качества жизни в городах присутствия. Уменьшение экспортной выручки увеличит риск невыполнения этих задач компании, считает он.

Потери «Востсибугля» только за 2023 г. из-за невыполнения плана по экспортным отгрузкам Мастернак оценил в несколько миллиардов рублей.

Ранее управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин пояснял «Ведомостям», что возможности увеличения квоты для «Востсибугля» «очень малы», а поставки в западном направлении (порты юга и северо-запада России) невыгодны для компании. Он также отмечал, что борьба грузоотправителей за мощности сети РЖД на востоке России продолжит обостряться, а Восточный полигон (БАМ и Транссиб) начнет справляться с возросшими объемами перевозок лишь к 2026 г.

В подготовке статьи участвовал Василий Милькин