Авиаперевозки в России в 2023 году выросли на 10%

Для дальнейшего роста отрасли нужны поставки новых отечественных самолетов
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Российские авиакомпании в 2023 г. перевезли 105 млн человек, что на 10% больше, чем в 2022 г., сообщил 12 января Минтранс. Результаты минувшего года превзошли плановый показатель на 2 млн пассажиров, подчеркнули в министерстве. Из этого числа 82,7 млн человек перевезено на внутрироссийских направлениях, на международных – 22,3 млн. Структуру пассажиропотока по авиакомпаниям и странам Минтранс не раскрыл. 

Число авиапассажиров в России ежегодно росло до 2020 г., пока пандемия коронавируса не вынудила регуляторов практически всех стран мира на несколько месяцев закрыть международное авиасообщение. В том году пассажиропоток российских компаний рухнул на 46% до 69,2 млн человек. В 2021 г. благодаря постепенному открытию международных направлений и росту субсидий на внутренние перевозки он начал восстанавливаться и за год достиг 111 млн пассажиров.

После начала СВО на Украине и введения странами Запада санкций против российской авиаотрасли в 2022 г. показатель снова упал – на этот раз до 95,2 млн человек.

Результаты 2023 г. по-прежнему отстают от допандемийных рекордов – в 2018 г. отечественные эксплуатанты перевезли 116,2 человек, в 2019 г. – рекордные 128,1 млн пассажиров. Пока отрасли не удается достичь и результатов 2021 г.

Но пассажиропоток в минувшем году существенно превзошел целевые значения, заложенные в базовом сценарии комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. Согласно документу, в 2023 г. авиакомпании должны были перевезти 101,2 млн пассажиров, в 2024 г. – 102,2 млн пассажиров, в 2025 г. – 103,2 млн человек.

В пресс-службе Росавиации переадресовали вопросы в Минтранс. «Ведомости» направили запросы в министерство и крупнейшим авиакомпаниям. 

В пресс-службе S7 рассказали, что авиакомпания перевезла в минувшем году 15,9 млн пассажиров. «Пассажиропоток 2023 г. сопоставим с пассажиропотоком 2022 г.», – сказал представитель перевозчика. На внутренних линиях авиакомпания перевезла 14,5 млн пассажиров, а на международных – 1,5 млн, отметил он.

В 2022 г. S7 перевезла более 16 млн человек, из которых по России было перевезено 15 млн клиентов, на международных линиях – 1 млн пассажиров. Таким образом, при небольшом снижении общего пассажиропотока авиакомпания в 1,5 раза нарастила перевозки по маржинальным международным маршрутам.

«Уральские авиалинии» в 2023 г. перевезли 9,4 млн пассажиров, что на 11% больше, чем в 2022 г., рассказал представитель авиакомпании. Из этого числа на внутренние воздушные линии пришлось 6,77 млн человек, на международные – 2,6 млн.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что восстановление перевозок произошло благодаря стабилизации на рынке, в том числе в части международного авиасообщения с дружественными странами, и переориентации пассажиропотока на направления внутреннего туризма. «2022-й был годом шоков – авиакомпаниям пришлось решать проблемы с флотом, выстраиванием новых маршрутных сетей», – напомнил эксперт.

Он полагает, что в 2024 г. динамика спокойного роста сохранится, при этом объем перевозок будет во многом зависеть от поддержания летной годности имеющегося парка и поставки новых воздушных судов. «Ключевым фактором развития рынка выступит флот и его готовность (к перевозкам. – “Ведомости”). У эксплуатантов всегда есть потребность в новых воздушных судах: самолеты со временем теряют экономическую эффективность, а затем выходят из строя. В условиях внешних ограничений основную роль в обновлении парка будет играть российская авиационная промышленность», – подчеркивает Борисов.

Он уверен, что возможные внешние угрозы (введение новых санкций) не смогут оказать на работу авиатранспорта такое же влияние, как два года назад, – возможности новых ограничений во многом исчерпаны.

В 2024 г. российские авиакомпании, согласно прогнозу поставок отечественной авиатехники, приведенному в комплексной программе развития авиаотрасли до 2030 г., должны получить 69 воздушных судов. В их числе 20 SJ-100, 6 МС-21-310 и 7 Ту-214. В 2023 г. эксплуатанты должны были получить первые два импортозамещенных SJ-100, но их передачу перенесли на 2024 г. из-за необходимости технической доработки новых машин.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что на восстановление авиаперевозок в 2023 г. повлияли два фактора: платежеспособный спрос населения и наличие исправного парка воздушных судов. «В 2023 г. средние зарплаты в России росли несколько быстрее, чем цены на билеты. К примеру, в ряд отраслей, связанных с выполнением гособоронзаказа, активно привлекают новых сотрудников, в том числе мотивируя их высокими зарплатами», – отмечает он.

По словам эксперта, перевозчикам удалось сохранить парк и обеспечить его летную годность на уровне, необходимом для стабильной работы. Пантелеев уверен, что при отсутствии новых внешних потрясений отрасль сможет продемонстрировать рост показателей и в 2024 г. – пока состояние имеющихся самолетов позволяет это делать. Но ожидать существенного роста не стоит: «Отрасль сейчас показывает аномально высокую занятость пассажирских кресел, даже в низкий сезон. Для динамичного – на десятки процентов – наращивания объемов перевозок в 2024 г. этого резерва уже нет», – считает эксперт.