Как ветер и солнце меняют мировую энергетику

В ЕС фактически сравнялись цены на электроэнергию, полученную из возобновляемых и традиционных источников

По мере перехода экологически чистой энергетики к более зрелой фазе развития рынок избавляется от характерных ранее высоких темпов роста, волатильности, а также регулярных отклонений от тренда из-за мер государственной политики. Будущее сектора будет, скорее всего, характеризоваться более спокойным развитием, устоявшимися бизнес-моделями, более медленным и устойчивым ростом.

Соединенные Штаты: на гребне транзита

Рынок США находится в авангарде энергетического транзита. Темпы ввода экологически чистых генерирующих мощностей высоки, а издержки конкурентоспособны в большей части страны. Это связано с сочетанием привлекательных ветровых и солнечных характеристик, обилием территории, выбранными политическими механизмами, такими как квоты на экологически чистую электроэнергию, федеральными субсидиями и либерализованными рынками, создающими условия для инноваций. Сегодня в США наблюдается одновременный подъем ветряной и солнечной генерации, а также газовых электростанций, которые стали очень конкурентоспособны на фоне сланцевого бума.

Инвестиционный бум создает избыточные мощности и вытесняет с рынка многие угольные и атомные электростанции, которым становится сложно конкурировать с дешевыми возобновляемыми источниками энергии и природным газом. По прогнозам Julius Baer, ежегодный ввод новых мощностей солнечных электростанций будет составлять около 15 ГВт, ветряных – около 7,5 ГВт, газовых – около 10 ГВт. Эти приведет к дальнейшему закрытию угольных электростанций, будет сдерживать тарифы на электроэнергию и снизит выбросы углекислого газа, что в целом будет характерно и для Старого Света.

Европа: в погоне за лидером

Европа следует за Соединенными Штатами. Оба рынка имеют примерно по 1000 ГВт действующих мощностей, отличаются стагнацией потребления электроэнергии, характеризуются значительной либерализацией и высокой конкуренцией. В ЕС ветряные и солнечные электростанции доминируют в создании новых мощностей благодаря государственным аукционам и все еще действующим субсидиям, что фактически позволило достичь сетевого паритета – равенства цены электроэнергии, полученной из возобновляемых и традиционных источников.

В начале 2020 г. драйвером сектора ветряной электроэнергетики в Европе будут морские установки. Их коэффициент использования установленной мощности составляет почти 40% по сравнению с примерно 25% у наземных, а заключительная стадия разработки более крупных турбин и эффект масштаба позволяют им конкурировать с тепловыми электростанциями. Особенно сильный рост этого сегмента следует ожидать в странах Северной Европы. Тем не менее прирост генерации солнечной и ветряной электроэнергии вряд ли намного превысит 30 ГВт, так как это создаст проблемы операторам тепловых электростанций, имеющим тесные связи с правительствами.

По нашим прогнозам, к 2025 г. ежегодный прирост генерации солнечной и ветряной электроэнергии составит примерно по 15 ГВт для каждого направления. Достижение возобновляемой энергетикой доли рынка в 75%, скорее всего, произойдет только после 2035 г. В ближайшее десятилетие проблемы Dunkelflaute («темный штиль», период полного отсутствия солнца и ветра) и стабильности энергосистем будут во многом решены благодаря отдельным сетевым технологиям, углублению рыночной интеграции, а также внедрению интеллектуальных счетчиков и аккумуляторов.

Китай: подготовка к переходу

Вместе со стремительным развитием экономики китайский рынок электроэнергии быстро стал крупнейшим в мире. Рост доли солнечных и ветряных установок начался в 2010 г. при различных мерах государственной поддержки бизнеса, включая зеленый тариф. Местный рынок электроэнергии очень зарегулирован, но 2018 и 2019 гг. стали поворотными. Для сокращения субсидий правительство сначала ввело аукционы, а затем и другие элементы конкурентного рынка, включая соглашения о поставке электроэнергии с корпоративными потребителями, «зеленые» кредиты в качестве дополнительного источника дохода и приоритетный доступ к сетям.

В целом в ближайшие два года активность в секторе может возрасти, а к 2025 г. рынок стабилизируется, в первую очередь из-за замедления роста спроса на электроэнергию. Кроме того, развитие сетей должно улучшить ситуацию с доставкой электричества, в то время как инвестиционный бум прошлого года привел к сокращению загрузки некоторых тепловых электростанций. Власти будут защищать государственных операторов угольных станций от финансовых проблем, а стратегическое развитие ядерной энергетики должно сократить свободную долю рынка для возобновляемой. В результате мы ожидаем, что ежегодный ввод новых солнечных и ветряных мощностей составит около 45 ГВт и 20 ГВт соответственно, тогда как на конец 2018 г. они составили 179,9 ГВт и 201,8 ГВт соответственно.

Тренды ближайшего будущего

Экологически чистая электроэнергетика становится конкурентоспособной без госсубсидий. Это переломный момент для всего рынка, который особенно ярко проявляется в доминировании солнечных и ветряных электростанций среди новых генерирующих мощностей по всему миру. По статистике Международного агентства по возобновляемой энергии (IRENA), в 2018 г. был введен 171 ГВт новых мощностей по производству электроэнергии из возобновляемых и около 98 ГВт – из других источников.

Связанные с ископаемым топливом компании выходят на рынок производства и торговли электроэнергией, включая зеленую, создавая жесткую конкуренцию производителям экологически чистой энергии. При этом скорость перехода будет определяться государственной политикой через поддержку (или ее отсутствие) традиционных электростанций, теряющих потребителей в конкуренции с солнечной и ветряной генерацией. При замедлении роста спроса на электроэнергию на ключевых рынках ежегодное увеличение генерирующих мощностей упирается в структурный потолок. С учетом того, что темпы ввода новых экологически чистых генерирующих мощностей стабилизируются, рост сектора в первую очередь будет связан с компаниями, производящими электроэнергию, а не оборудование для солнечной или ветряной генерации.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.