Газета
Газета
Телеграм
Телеграм
Россия и мирСеверо-ЗападЮг
Бизнес
Экономика
Финансы
Инвестиции
Технологии
Медиа
Недвижимость
Политика
Победа-80
Общество
Менеджмент
Стиль жизни
Интервью
Мнения
Фотогалереи
ВЕДЫ
Правила торговли
Идеи управления
Город
Ведомости&
Аналитика
Капитал
Страна
Промышленность
Инновации и технологии
Премия Импульс
Здоровье
Спорт
Конференции
Справочник компаний
Справочник персон
Туризм
Право
Наука
Как потратить
Устойчивое развитие
Форум
Техуспех
Бизнес-регата
Ведомости Северо-Запад
Ведомости Северо-Запад Стиль жизни
Ведомости Юг
  • / Политика
    Заместитель Федорищева пойдет на выборы в Госдуму по округу Хинштейна
  • / Общество
    Пережившие ЧС граждане смогут получить оплачиваемый выходной
  • / Общество
    Минобороны займется психологическим мониторингом военнослужащих
  • / Общество
    Беженцам помогут оформлять документы по программе бесплатной юрпомощи
  • / Общество
    Автостраховщики ожидают роста средней стоимости ОСАГО на 5–8% в 2026 году
  • / Политика
    Эксперты зафиксировали тренд повышения эффективности МСУ
  • / Экономика
    Самозанятые предложили повысить лимит доходов и разрешить нанимать сотрудников
  • / Политика
    Один из создателей Call of Duty Винс Зампелла погиб в автокатастрофе
  • / Экономика
    В «Сбере» оценили вклад пятиступенчатой шкалы НДФЛ в замедление зарплат
  • / Финансы
    Связанный с совладельцем «Яндекса» фонд хотят выдавить из нидерландской компании
  •  / Туризм
    Где россияне встретят Новый год
  •  / Туризм
    Турпоток между Китаем и Россией в 2025 году вырастет на треть
  •  / Туризм
    Как «Аэрофлот» повышает устойчивость бизнеса
  • / Финансы
    Cредний платеж самозанятых коллекторам на 25% выше, чем у банковских должников
  •  / Туризм
    Дмитрий Вахруков: «Без инфраструктуры роста турпотока не будет»
  • / Политика
    В Финляндии обвинили российских волков в уничтожении северных оленей
  •  / Страна
    Статус столицы Херсонской области до сих пор нормативно не закреплен
  • / Технологии
    ФСТЭК определила угрозы безопасности от искусственного интеллекта
  • / Недвижимость
    Турецкая Renaissance Development нашла претендента на торговые центры «Аура»
  • / Стиль жизни
    Брайан Фуллер: «Дети – самые честные рассказчики»
  • / Политика
    Каково значение переговоров США с представителями России и Украины в Майами
  • / Политика
    Президент Азербайджана пропустил второй неформальный саммит СНГ
  • / Политика
    Какова вероятность новой ирано-израильской войны
  • / Мнения
    ИИ идет в регионы
  • / Мнения
    Гибрид как новая норма
  •  / Страна
    Средства ПВО сбили 12 БПЛА над Крымом и Черным морем за три часа
  • / Политика
    Захарова оценила высказывание Каллас о поддержке суверенитета Дании
  • / Политика
    Двое американских добровольцев погибли на Украине
  • / Бизнес
    ФАС выдала предостережение в связи с публичным заявлением о росте цен на яйца
  • / Политика
    Спикер Рады: закон о выборах в условиях военного положения будет одноразовым
  • / Бизнес
    «Ашан» опроверг информацию об уходе из России
  •  / Спорт
    Олимпийский медалист из России получил нейтральный статус перед Играми-2026
Бизнес
Экономика
Финансы
Инвестиции
Технологии
Медиа
Недвижимость
Политика
Победа-80
Общество
Менеджмент
Стиль жизни
Интервью
Мнения
Фотогалереи
  • / Политика
    Заместитель Федорищева пойдет на выборы в Госдуму по округу Хинштейна
  • / Общество
    Пережившие ЧС граждане смогут получить оплачиваемый выходной
  • / Общество
    Минобороны займется психологическим мониторингом военнослужащих
  • / Общество
    Беженцам помогут оформлять документы по программе бесплатной юрпомощи
  • / Общество
    Автостраховщики ожидают роста средней стоимости ОСАГО на 5–8% в 2026 году
  • / Политика
    Эксперты зафиксировали тренд повышения эффективности МСУ
  • / Экономика
    Самозанятые предложили повысить лимит доходов и разрешить нанимать сотрудников
  • / Политика
    Один из создателей Call of Duty Винс Зампелла погиб в автокатастрофе
  • / Экономика
    В «Сбере» оценили вклад пятиступенчатой шкалы НДФЛ в замедление зарплат
  • / Финансы
    Связанный с совладельцем «Яндекса» фонд хотят выдавить из нидерландской компании
  •  / Туризм
    Где россияне встретят Новый год
  •  / Туризм
    Турпоток между Китаем и Россией в 2025 году вырастет на треть
  •  / Туризм
    Как «Аэрофлот» повышает устойчивость бизнеса
  • / Финансы
    Cредний платеж самозанятых коллекторам на 25% выше, чем у банковских должников
  •  / Туризм
    Дмитрий Вахруков: «Без инфраструктуры роста турпотока не будет»
  • / Политика
    В Финляндии обвинили российских волков в уничтожении северных оленей
  •  / Страна
    Статус столицы Херсонской области до сих пор нормативно не закреплен
  • / Технологии
    ФСТЭК определила угрозы безопасности от искусственного интеллекта
  • / Недвижимость
    Турецкая Renaissance Development нашла претендента на торговые центры «Аура»
  • / Стиль жизни
    Брайан Фуллер: «Дети – самые честные рассказчики»
  • / Политика
    Каково значение переговоров США с представителями России и Украины в Майами
  • / Политика
    Президент Азербайджана пропустил второй неформальный саммит СНГ
  • / Политика
    Какова вероятность новой ирано-израильской войны
  • / Мнения
    ИИ идет в регионы
  • / Мнения
    Гибрид как новая норма
  •  / Страна
    Средства ПВО сбили 12 БПЛА над Крымом и Черным морем за три часа
  • / Политика
    Захарова оценила высказывание Каллас о поддержке суверенитета Дании
  • / Политика
    Двое американских добровольцев погибли на Украине
  • / Бизнес
    ФАС выдала предостережение в связи с публичным заявлением о росте цен на яйца
  • / Политика
    Спикер Рады: закон о выборах в условиях военного положения будет одноразовым
  • / Бизнес
    «Ашан» опроверг информацию об уходе из России
  •  / Спорт
    Олимпийский медалист из России получил нейтральный статус перед Играми-2026

Главная / Бизнес / Фото / 05 августа, 08:15

Фото. Есть только МиГ: авиаконструктор Артем Микоян и его истребители

120 лет назад родился пионер советской реактивной авиации
Анастасия Винницкая
Юлия Томинова-Ерашова
  • 5 августа 1905 г. родился Артем Микоян, стоявший у истоков реактивной авиации Советского Союза. Накануне Великой Отечественной войны вместе с инженером Михаилом Гуревичем он занялся разработкой нового истребителя МиГ-1, который положил начало одной из самых успешных авиационных линеек. Как складывалась карьера конструктора – в галерее «Ведомостей».
    Ростех
    5 августа 1905 г. родился Артем Микоян, стоявший у истоков реактивной авиации Советского Союза. Накануне Великой Отечественной войны вместе с инженером Михаилом Гуревичем он занялся разработкой нового истребителя МиГ-1, который положил начало одной из самых успешных авиационных линеек. Как складывалась карьера конструктора – в галерее «Ведомостей».
  • Артем Микоян появился на свет в селе Санаин Тифлисской губернии (ныне – Армения) в бедной крестьянской семье. Окончил школу в Тифлисе (ныне – Тбилиси), после чего в 1923 г. перебрался в Ростов-на-Дону к старшему брату Анастасу – члену ЦК РКП(б) и будущему председателю президиума Верховного совета СССР. В 1925 г. Микоян вступил в партию.На фото: с внуком Артемом.
    Владимир Савостьянов / ТАСС
    Артем Микоян появился на свет в селе Санаин Тифлисской губернии (ныне – Армения) в бедной крестьянской семье. Окончил школу в Тифлисе (ныне – Тбилиси), после чего в 1923 г. перебрался в Ростов-на-Дону к старшему брату Анастасу – члену ЦК РКП(б) и будущему председателю президиума Верховного совета СССР. В 1925 г. Микоян вступил в партию.

    На фото: с внуком Артемом.
  • В том же году он устроился токарем на московский завод «Динамо», где проработал до 1928-го, после чего был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА). Проходил срочную службу в Ливнах Орловской области, затем обучался в Иваново-Вознесенской военной школе. После демобилизации попал в число парттысячников, направленных в Военно-воздушную академию РККА им Н. Е. Жуковского (ныне – Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).На фото: авиаконструкторы Артем Микоян, Александр Яковлев и Павел Сухой (слева направо).
    Василий Малышев / РИА Новости
    В том же году он устроился токарем на московский завод «Динамо», где проработал до 1928-го, после чего был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА). Проходил срочную службу в Ливнах Орловской области, затем обучался в Иваново-Вознесенской военной школе. После демобилизации попал в число парттысячников, направленных в Военно-воздушную академию РККА им Н. Е. Жуковского (ныне – Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).

    На фото: авиаконструкторы Артем Микоян, Александр Яковлев и Павел Сухой (слева направо).
  • В 1937 г. Микоян окончил академию в звании военного инженера-механика и был назначен военным представителем на Государственный авиационный завод № 1. Вошел в конструкторское бюро Николая Поликарпова, которое занималось разработкой истребителя И-153. В 1939 г. возглавил опытно-конструкторский отдел, занимавшийся проектом нового самолета, а 8 декабря того же года был назначен начальником КБ-1. Эта дата считается днем образования Российской самолетостроительной корпорации «МиГ». Уже в начале следующего года Микоян получил пост главного конструктора предприятия. Его заместителем стал инженер Михаил Гуревич.На фото: Артем Микоян и Михаил Гуревич (слева) с моделью истребителя МиГ-3.
    Ростех
    В 1937 г. Микоян окончил академию в звании военного инженера-механика и был назначен военным представителем на Государственный авиационный завод № 1. Вошел в конструкторское бюро Николая Поликарпова, которое занималось разработкой истребителя И-153. В 1939 г. возглавил опытно-конструкторский отдел, занимавшийся проектом нового самолета, а 8 декабря того же года был назначен начальником КБ-1. Эта дата считается днем образования Российской самолетостроительной корпорации «МиГ». Уже в начале следующего года Микоян получил пост главного конструктора предприятия. Его заместителем стал инженер Михаил Гуревич.

    На фото: Артем Микоян и Михаил Гуревич (слева) с моделью истребителя МиГ-3.
  • Новый маневренный истребитель, получивший название МиГ-1 (по первым буквам фамилий – «Микоян и Гуревич»), был готов к 1940 г. Уже в следующем году самолет начал поступать в летные части. Всего было произведено 100 единиц. За эту разработку Микоян получил орден Ленина.
    Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив / Из личного архива семьи Микоян
    Новый маневренный истребитель, получивший название МиГ-1 (по первым буквам фамилий – «Микоян и Гуревич»), был готов к 1940 г. Уже в следующем году самолет начал поступать в летные части. Всего было произведено 100 единиц. За эту разработку Микоян получил орден Ленина.
  • Впоследствии конструкция МиГ-1 была доработана, результатом чего стало появление истребителя-перехватчика МиГ-3. Этот самолет превосходил все имеющиеся советские и немецкие аналоги на высотах более 5000 м, однако уступал им ниже. Из-за этого его в основном применяли как ночной истребитель в системе ПВО. Всего было произведено более 3100 единиц. После начала войны завод № 1 эвакуировали в Куйбышев (ныне – Самара), однако уже в 1942 г. Микоян вместе с коллективом был возвращен в Москву, где возглавил вновь созданный опытный завод № 155.На фото: летчики Григорий Седов, Георгий Мосолов, Константин Коккинаки и авиаконструктор Артем Микоян (второй справа) во время разбора испытательного полета.
    Николай Гунин /Фотохроника ТАСС
    Впоследствии конструкция МиГ-1 была доработана, результатом чего стало появление истребителя-перехватчика МиГ-3. Этот самолет превосходил все имеющиеся советские и немецкие аналоги на высотах более 5000 м, однако уступал им ниже. Из-за этого его в основном применяли как ночной истребитель в системе ПВО. Всего было произведено более 3100 единиц. После начала войны завод № 1 эвакуировали в Куйбышев (ныне – Самара), однако уже в 1942 г. Микоян вместе с коллективом был возвращен в Москву, где возглавил вновь созданный опытный завод № 155.

    На фото: летчики Григорий Седов, Георгий Мосолов, Константин Коккинаки и авиаконструктор Артем Микоян (второй справа) во время разбора испытательного полета.
  • 24 апреля 1946 г. в небо поднялся первый советский реактивный истребитель МиГ-9. Его двигатели размещались в фюзеляже, что позволяло уменьшить лобовое сопротивление и развивать скорость более 900 км/ч. И хотя конструкция самолета имела серьезные недостатки, он был принят на вооружение (произведено более 600 единиц) и стал одним из истребителей «переходного типа». За его разработку Микоян получил Сталинскую премию.На фото: вице-президент Академии наук СССР, математик Михаил Лаврентьев и авиаконструкторы Артем Микоян и Андрей Туполев (слева направо).
    Владимир Савостьянов / ТАСС
    24 апреля 1946 г. в небо поднялся первый советский реактивный истребитель МиГ-9. Его двигатели размещались в фюзеляже, что позволяло уменьшить лобовое сопротивление и развивать скорость более 900 км/ч. И хотя конструкция самолета имела серьезные недостатки, он был принят на вооружение (произведено более 600 единиц) и стал одним из истребителей «переходного типа». За его разработку Микоян получил Сталинскую премию.

    На фото: вице-президент Академии наук СССР, математик Михаил Лаврентьев и авиаконструкторы Артем Микоян и Андрей Туполев (слева направо).
  • Зато удачной оказалась его усовершенствованная модификация, получившая обозначение МиГ-15. Это самый массовый реактивный истребитель в истории самолетостроения. Впервые поднялся в воздух в 1947 г. и был принят на вооружение в 1949-м. Самолет производился не только в СССР, но также по лицензии в Китае, Польше и Чехословакии (более 15 000 единиц). Являлся основным истребителем КНДР во время Корейской войны. Эксплуатировался ВВС около 40 стран.
    Кошевой Виктор / ТАСС
    Зато удачной оказалась его усовершенствованная модификация, получившая обозначение МиГ-15. Это самый массовый реактивный истребитель в истории самолетостроения. Впервые поднялся в воздух в 1947 г. и был принят на вооружение в 1949-м. Самолет производился не только в СССР, но также по лицензии в Китае, Польше и Чехословакии (более 15 000 единиц). Являлся основным истребителем КНДР во время Корейской войны. Эксплуатировался ВВС около 40 стран.
  • В 1955 г. на вооружение был принят МиГ-19 – первый серийный сверхзвуковой истребитель, а в 1959 г. – МиГ-21, который впервые получил треугольное крыло. Впоследствии под руководством Микояна был разработан первый легкий истребитель с изменяемой геометрией крыла МиГ-23 и самый быстрый в истории авиации самолет МиГ-25. Параллельно с середины 1950-х в ОКБ-155 велись работы по созданию крылатых ракет.
    Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив / Из личного архива семьи Микоян
    В 1955 г. на вооружение был принят МиГ-19 – первый серийный сверхзвуковой истребитель, а в 1959 г. – МиГ-21, который впервые получил треугольное крыло. Впоследствии под руководством Микояна был разработан первый легкий истребитель с изменяемой геометрией крыла МиГ-23 и самый быстрый в истории авиации самолет МиГ-25. Параллельно с середины 1950-х в ОКБ-155 велись работы по созданию крылатых ракет.
  • Артем Микоян умер 9 декабря 1970 г. во время операции на сердце. После смерти заводу было присвоено его имя. В общей сложности на самолетах, разработанных под началом выдающегося авиаконструктора, установлено 55 мировых рекордов.
    Савостьянов Владимир / ТАСС
    Артем Микоян умер 9 декабря 1970 г. во время операции на сердце. После смерти заводу было присвоено его имя. В общей сложности на самолетах, разработанных под началом выдающегося авиаконструктора, установлено 55 мировых рекордов.

Смотрите также

Отвлекает реклама?  С подпиской  вы не увидите её на сайте
  • Подписка
  • Реклама
  • РФРИТ
  • Справочник компаний
  • Подписка для юр.лиц
  • О компании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Обратная связь
  • Справочный центр
  • Распространение

Наши проекты

Контакты

127018, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1
На карте
+7 495 956-34-58
info@vedomosti.ru

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю свое согласие получать письма от «Ведомости» и подтверждаю, что ознакомился и принимаю Политику по защите персональных данных

Скачать для iOS
Скачать для Android

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).

Правила применения рекомендательных технологий в виджетах рекламно-обменной сети, размещенных на сайте vedomosti.ru: СМИ2, INFOX, 24smi

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, ИНН/КПП 7712108141/771501001, ОГРН 1027739124775, 127018, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Марьина Роща, ул. Полковая, д. 3, стр. 1 1999—2025

Сетевое издание Ведомости (Vedomosti)

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Казьмина Ирина Сергеевна

Электронная почта: news@vedomosti.ru

Телефон: +7 495 956-34-58

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных