Человечество устраняет побочный эффект от сковородок с антипригарным покрытием

Химикаты, которые используются для их производства, вызывают серьезные болезни людей и животных
Unsplash

СМИ сообщили об исследовании Стокгольмского университета. Ученые провели анализ дождевой воды, собранной в разных регионах мира, Они обнаружили опасные химические вещества. Речь идет о перфторалкильных и полифторалкильных кислотах. Об этом сообщило издание New Atlas.

Исследователи доказали, что за последние 20 лет многие химические вещества класса PFAS были постепенно выведены из производственной деятельности после того, как было собрано большое количество доказательств, свидетельствующих о потенциально токсичном воздействии на здоровье человека.

Но они являются практически вечными и, несмотря на то, что их использован снижается, не означает, что они исчезли из окружающей среды. По словам ученого Яна Казинса за последнее время произошло снижение содержания PFAS в питьевой воде.

«Например, нормативы для питьевой воды для одного известного вещества из класса PFAS, а именно перфтороктановой кислоты (ПФОА), снизились в 37,5 миллионов раз», — сказал он. Расскажем, что привело к такому резкому снижению.

/ Unsplash

Первый иск

Потребовался один судебный процесс, чтобы разоблачить токсичность их. И более двух десятилетий судебных разбирательств, чтобы начать устранение причиненного вреда. Об этом — издание Water Finance & Management.

В 1999 году фермер из Западной Вирджинии Уилбур Теннант подал первый иск против компании DuPont за загрязнение водыПФОК, входящей в семейство PFAS, включающее около 6000 искусственных химикатов. Теннант видел, как его скот страдает многочисленными заболевания, такими, как мертворождения, врожденные дефекты, опухоли и черные зубы. Он потерял более 100 голов крупного рогатого скота (КРС). КРС пил воду вниз по течению от незащищенной свалки, куда DuPont в конце 1980-х годов сбросил 7100 т шлама ПФОК. К началу 1990-х DuPont проверила воду из ручья и обнаружила, что она содержит чрезвычайно высокую концентрацию ПФОК. Но она не сообщила об этом Теннанту, несмотря на то, что знала о токсичности химиката, а вместо этого обвинил фермера в плохом содержании своих коров.

История Теннанта хорошо задокументирована в различных СМИ, включая фильм «Темные воды» и книгу «Экспозиция», а также документальный фильм «Дьявол, которого мы знаем». То, что началось как юридическая борьба одного человека против крупной корпорации, превратилось в разоблачение полномасштабной чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, которая за последние два десятилетия породила сотни судебных исков по всей стране. Чтобы понять, почему так много поставщиков воды, владельцев собственности, частных лиц и правительств предъявляют иски производителям PFAS, необходимо знать распространенность этих химических веществ и эволюцию таких судебных разбирательств в контексте постоянно усиливающегося государственного и федерального регулирования.

/ Unsplash

Токсичность PFAS открыли, несмотря на слабое регулирование

Корпорация 3M изобрела ПФОК в 1947 году вместе с несколькими другими химическими соединениями, которые компания назвала С8, — в них восемь атомов углерода связаны с атомом фтора. Это семейство искусственных химикатов сегодня известно как PFAS, или «вечные химикаты», поскольку они не разлагаются в окружающей среде. Они содержатся в некоторых антипиренах, а также в грязе-, водо- и жиростойких продуктах. DuPont начала закупать эти химические вещества в 1951 году для использования в производстве собственных продуктов, включая тефлон, торговую марку, наиболее известную благодаря использованию в антипригарной посуде.

В 1961 году ученые DuPont обнаружили, что PFAS может увеличивать размер печени у крыс и кроликов. Позже в 1970-х годах компания обнаружила высокие концентрации ПФОК в крови своих заводских рабочих. Они начали наблюдать за рабочими и заметили, что ПФОК биоаккумулируется в их крови, что означает, что ткани тела поглощают вещество быстрее, чем оно может быть выведено.

Агентство по охране окружающей среды США (EPA) было создано в 1970 году и вскоре после этого начало создавать и обеспечивать соблюдение экологических норм. На момент создания EPA не знало об опасностях PFAS и, следовательно, изначально не создавало никаких правил, касающихся этих химикатов. Однако в соответствии с законом о контроле за токсичными веществами, любой производитель химического вещества, обнаруживший доказательства существенного риска для здоровья человека или окружающей среды, связанный с ними, должен был сообщить об этом в EPA для проведения испытаний. Этого не произошло.

В 1981 году компания 3М обнаружила, что ПФОК, попавший внутрь крыс, вызывает врожденные дефекты. Двое из семи сотрудников тефлонового подразделения DuPont родили детей с дефектами зрения. В 1984 году DuPont проверила систему водоснабжения на наличие ПФОА возле своего завода в Западной Вирджинии и обнаружила его в нескольких общинах в этом штате и штате Огайо, которые брали воду из реки Огайо или имели колодцы, на которые воздействовали выбросы в атмосферу с завода. Ученые компании первыми установили собственный предел безопасности в одну часть на миллиард (ppb) или 1000 частей на триллион (ppt) для PFOA в питьевой воде в 1988 году, но обнаружили, что уровни в близлежащих источниках воды в три-пять раз выше. К началу 1990-х годов два исследования рака компании были завершены, подтвердив, что ПФОК вызывает рак печени, поджелудочной железы и яичек крыс.

Хорошо задокументировано, что производители знали об опасностях ПФОК, но не сообщали об этом EPA, своим работникам или гражданам, хотя знали, что им грозит опасность. До судебного иска Теннанта информация о ПФОК, ее токсичности и распространенности принадлежала исключительно производителям и их ученым.

DuPont уладила дело с Теннантом, как только все эти факты стали известны. Роберт Билотт, поверенный Теннанта, признал огромную угрозу для здоровья населения, поскольку люди подвергались воздействию химических веществ PFAS в повседневных продуктах, и эти химические вещества еще не регулировались. В марте 2001 года Билотт направил письмо в EPA, генеральному прокурору США и многочисленным федеральным агентствам, раскрывающее результаты дела, предупреждая о потенциальной чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения и призывая регулирующие органы действовать как можно быстрее.

Летом 2001 года Билотт и его команда подали коллективный иск от имени десятков тысяч людей, у которых питьевая вода была загрязнена PFOA на тефлоновом заводе DuPont в Западной Вирджинии. Год спустя EPA инициировало приоритетную проверку C8 и указало на потенциальный запрет на основе того, что оно увидело. В следующем году EPA выпустило первый проект оценки рисков и выразило обеспокоенность по поводу того, что ПФОК распространен по всей стране.

EPA подало в суд на DuPont в 2004 году, потому что она утаила информацию, свидетельствующую о существенном риске для здоровья человека и окружающей среды, основанной на информации, которой обладали ученые DuPont о токсичности PFOA и ее присутствии в местных источниках питьевой воды. Год спустя стороны сошлись на $16 млн. В 2007 году 3M заплатила штраф в размере $1,5 млн за сокрытие определенной информации о PFAS от EPA. DuPont также урегулировала коллективный иск и согласилась выплатить компенсацию в размере более $300 млн, включая обязательство выплатить до $235 млн за медицинское наблюдение примерно за 70 000 членов иска, если группа из трех независимых эпидемиологов будет создана в соответствии с мировым соглашением (т.н «научная группа C8») подтвердит возможную связь между воздействием ПФОК в воде и заболеваниями истцов.

В 2006 году недавно сформированная научная группа C8 начала свою работу по подтверждению степени вероятной связи между воздействием ПФОК и заболеваниями, опираясь на образцы крови и другие данные, собранные у истцов, участвовавших в исследованиях. Эти исследования и работа научной группы C8 растянулись на следующие семь лет. Тем временем EPA по существу заняло позицию, согласно которой оно будет ждать результатов этого независимого исследования, прежде чем предпринимать какие-либо дальнейшие регулирующие шаги.

В соответствии с коллективным иском 2004 года DuPont была обязана оплатить проектирование, установку и техническое обслуживание современных систем фильтрации воды для каждого из шести общественных источников водоснабжения и десятков владельцев частных колодцев в Западной Вирджинии и Огайо. с содержанием ПФОК в воде более 0,05 частей на миллиард (50 частей на триллион). В 2006 году, когда шла работа научной группы C8, DuPont отдельно договорилась с EPA о Соглашении о согласии, касающемся завода по производству тефлона в Западной Вирджинии, на оплату систем фильтрации воды для любой другой общественной или частной системы водоснабжения, окружающей этот завод, которая содержала уровни PFOA. выше 0,5 ppf (500 pps). Компания также согласилась постепенно отказаться от дальнейшего производства или использования ПФОК по всей стране к 2015 году. В то же время компания начала разработку химических заменителей с различным содержанием углерода, таких как Gen X, который представляет собой C6.

В 2009 году EPA выпустило первые краткосрочные общенациональные предварительные рекомендации по охране здоровья для PFOA в питьевой воде с концентрацией 0,4 ppt (400 pps) в ответ на загрязнение сельскохозяйственными осадками в Алабаме. В 2012 году независимая научная группа наконец завершила свою работу, подтвердив возможную связь между воздействием ПФОК в питьевой воде и раком почек, раком яичек, заболеваниями щитовидной железы, высоким уровнем холестерина, язвенным колитом и преэклампсией.

К 2013 году было многоокружное судебное разбирательство (MDL), состоящее из примерно 3500 случаев телесных повреждений против DuPont в связи с шестью заболеваниями, связанными с воздействием ПФОК. MDL используются для координации сложных судебных процессов, поданных в нескольких федеральных окружных судах схожими сторонами. Объединяя ходатайства о раскрытии и предварительном рассмотрении дела, обе стороны экономят время и деньги. Проиграв первые судебные процессы, DuPont в конце концов согласилась урегулировать все примерно 3500 ожидающих рассмотрения дел на сумму около $671 млн в 2017 году.

Между тем, в 2016 году EPA объявило о своих первых долгосрочных предварительных рекомендациях по охране здоровья для ПФОА и PFOS на уровне 70 ppt (0,07 ppb) по отдельности или вместе. Некоторые наблюдательные и научные группы посчитали, что это слишком много, в том числе Рабочая группа по окружающей среде (рекомендует 1 ppf) и Национальный совет по защите ресурсов (рекомендует 2 ppf).

Консультации по вопросам здравоохранения 2016 года привели к взрыву тестирования. Многие штаты, включая Мичиган, Нью-Джерси, Огайо, Массачусетс, обнаруживали эти химические вещества в воде, а в некоторых случаях превышали федеральные нормы. Нью-Джерси стал первым штатом, принявшим MCL для ПФАВ в питьевой воде в 2018 году. Для PFOS MCL был установлен на уровне ppt (0,014 pps), а ПФОС на уровне 13 ppt (0,013 pps), что значительно ниже, чем рекомендации по охране здоровья EPA. Другие штаты последовали этому примеру и установили свои собственные MCL PFAS, причем большинство из них значительно ниже директивы EPA 70 ppt.

/ Unsplash

Ряд истцов подали иски против различных производителей водной пленкообразующей пены (AFFF) по всей стране, утверждая, что вода и почва загрязнены GAJF. В 2019 году эти дела были объединены в другой многорайонный процесс (MDL-2873). В число истцов входят поставщики воды, владельцы собственности, истцы по делам о телесных повреждениях и суверены. Поставщики воды были выбраны в качестве первой группы основных дел, которые будут переданы в суд, который будет рассматриваться судом AFFF MDL в Окружном суде Соединенных Штатов в Южной Каролине в 2023 году.

Текущее состояние судебного разбирательства по PFAS

Несколько лет назад группа юридических фирм сформировала специализированный консорциум*, чтобы помочь предприятиям водоснабжения и другим государственным организациям добиваться компенсации от производителей за ущерб, причиненный загрязнением их источников воды ПФАВ. Группа имеет сотни тысяч внутренних документов, подтверждающих ответственность производителя.

В 2021 году EPA опубликовало свою последнюю стратегическую дорожную карту обязательств и действий, которые оно планирует предпринять в течение следующих трех лет для решения проблемы PFAS. В соответствии с пятым правилом мониторинга нерегулируемых загрязнителей (UCMR 5) Агентство по охране окружающей среды определило 29 химических веществ PFAS для сбора и анализа проб в период с 2023 по 2025 год. Тем временем еще 15 штатов установили свои собственные MCL для различных веществ PFAS и на уровнях ниже, чем рекомендации по охране здоровья 2016 года.

В январе 2022 года EPA добавило четыре новых химических вещества PFAS в список токсичных выбросов (TRI). В мае 2022 года Агентство по охране окружающей среды добавило химические вещества GenX, ПФОС, ПФОК, ПФНА и ПФГСК в свой список региональных уровней контроля и управления удалением. По мере того, как в эти списки добавляется все больше химических веществ, поставщикам воды необходимо проводить больше испытаний, и вполне вероятно, что эти токсичные химические вещества снова будут более распространены, чем считалось ранее, исходя из их использования в повседневных продуктах. Убедительные доказательства этого можно увидеть в количестве новых истцов, продолжающих присоединяться к PFOA MDL-2873. По состоянию на март было более 2000 истцов.

15 июня 2022 года Агентство по охране окружающей среды сократило свои рекомендации по охране здоровья для PFOA более чем в 17 000 раз до 0,004 ppt и в 3500 раз для PFOS до 0,02 ppt. Без предыдущих рекомендаций EPA также выпустило рекомендации по охране здоровья для GenX на уровне 10 ppt и PFBS на уровне 2000 ppt.