Строительная отрасль нуждается в экологически чистом речном песке

Но инвестиционную активность тормозят нечеткие правила игры
Unsplash

Природные запасы песка, сформированные за миллионы лет, во многих странах практически исчерпаны. При этом в особом дефиците – речной песок, необходимый для строительства сложных инфраструктурных объектов и высотных зданий. По оценкам экспертов, Россия обладает большими запасами сырья, но из-за проблем с регулированием сферы не может воспользоваться преимуществом.

Пять стимулов

Согласно отчету аналитической компании Precedence Research, в 2022 г. совокупный размер глобального рынка нерудных материалов составил $507,46 млрд, и, как ожидается, к 2032 г. достигнет $914,44 млрд. Больше всего сыпучего сырья потребляют страны Азиатско-Тихоокеанского региона (69% выручки). Ежегодно в мире добывается 50 млрд т песка и гравия, из них около 6 млрд т извлекается из океанов, подсчитали эксперты платформы Marine Sand Watch.

Как отметил председатель общественного совета Росгидромета Минприроды РФ, председатель экспертного совета проекта «Экософия» Вадим Петров, вопросы устойчивого недропользования при добыче песка сегодня крайне актуальны: его во всем мире добывают больше, чем любое другое твердое полезное ископаемое. С его слов, спрос на песок стремительно растет по нескольким причинам. Индустриализация и урбанизация стимулируют строительство небоскребов, транспортной инфраструктуры (автомобильные, железнодорожные мосты, шоссе, дамбы, гидроузлы). На мировом энергорынке растет количество буровых установок по добыче сланцевой нефти и сланцевого газа. Песок используется в гидравлическом разрыве пластов (фрекинг) для укрепления стенок трещин, уходящих на большую глубину в землю. Песок активно применяется в полупроводниках. По данным компании International Data Corporation (IDC), в 2022 г. рынок полупроводников вырос на 13,7% до $661 млрд. Также из песка делают стекло. Международная комиссия по стеклу International Commission on Glass (ICG) оценивает мировой рынок стекла в $170 млрд.

Кроме того, в мире растет число крупных проектов по намывным островам. Долгое время крупнейшим на планете импортером песка был Сингапур. В 1965 г. после получения независимости его площадь составляла 581 кв. км. К 2030 г. она вырастет до 820 кв. км. Из-за эрозии береговой линии многие соседи Сингапура, например, Индонезия, Таиланд, Малайзия, Вьетнам и Камбоджа запретили экспорт морского песка, сообщается в недавнем отчете Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Сегодня в лидеры выбился Дубай (ОАЭ). Мегаполис поражает обилием архитектурных чудес, созданных из песка на  искусственных островах Пальма Джумейра, Джабаль-Али, Дейра, «Мир» и «Вселенная». Для извлечения грунта со дна Персидского залива создали флот. Но морского песка для искусственных островов и небоскребов все равно не хватило, пришлось покупать его в далекой Австралии.

В России стоит отметить проект «Морской фасад», запущенный властями Санкт-Петербурга в 2006 г. В результате площадь искусственной суши на приморской территории Васильевского острова вырастет на 476 га. На новых землях появятся пассажирский порт, гипермаркет и несколько ЖК премиум-класса, выдержанные в общей стилистике. Активно участвует в проекте по намыванию суши «Группа ЛСР», чья дочерняя компания «ЛСР. Базовые» с помощью 38 специальных судов добывает песок со дна Финского залива.

 «Черная икра»

Для строительной, дорожной и стекольной индустрии требуется особое сыпучее сырье. Морской песок необходимо тщательно промывать, иначе соли вызовут коррозию металлической арматуры. К тому же, по мнению экспертов ООН, морская добыча угрожает прибрежным экосистемам: по этой причине они советуют вообще остановить добычу песка с пляжей. В карьерном песке много глины и мелких камней, его тоже нужно долго доводить до нужной кондиции. Песок пустыни не пригоден для строительства – его мелкие зерна в результате ветровой эрозии закруглены, не имеют острых краев и плохо связывают бетон.

Строители предпочитают сырье, извлеченное со дна пресных водоемов. Как рассказал директор департамента девелопмента ГК «А101» Павел Турков, речной песок по сравнению с карьерным обладает рядом достоинств: в нем меньше примесей, он чище из-за того, что несколько раз тщательно моется при загрузке на баржу, при выгрузке на песчаную карту на берегу и при классификации.  

Песок, извлеченный со дна рек и морей, также имеет высокий коэффициент фильтрации, поскольку легко пропускает воду сквозь себя. «У карьерного песка коэффициент фильтрации гораздо ниже, что не позволяет использовать его для намывных работ под жилую застройку без обустройства дополнительной системы дренажа», – отметил генеральный директор «ЛСР. Базовые» Сергей Бегоулев.

«Речной песок отличается фракционной однородностью: его зерна в основном одинакового размера. Это важно, когда песок используется в фильтрационных системах или других технических целях, где требуется однородность материала», – пояснил Турков. По мнению эксперта, речной песок также обладает устойчивостью к сжатию и воздействию окружающей среды, крупнозернистой структурой и теплоизоляционными свойствами, помогающими сохранять комфортную температуру внутри здания и снижать затраты на отопление и кондиционирование воздуха. Поэтому речной песок часто используют при строительстве высотных зданий.

Речной песок активно используется не только в строительстве небоскребов и для изготовления элитных бетонных смесей, качественных растворов, но и в других областях. Как отметил Турков, часто его применяют в качестве основного материала при засыпке под фундаменты зданий и сооружений – из-за высокой прочности и устойчивости к воздействию влаги. Речной песок является одним из основных компонентов для производства кирпича и блоков, он  также добавляется в состав асфальтной смеси, чтобы улучшить ее характеристики, рассказал эксперт.

Но речной намывной песок стоит дороже, чем другие виды. За уникальные характеристики и высокую цену его часто называют «черной икрой» строительного рынка. Не стоит забывать и об экологическом статусе речного песка. В отличие от карьеров, река без вмешательства человека со временем сама восстанавливает запасы изъятых ископаемых. Активная работа земснарядов на Волге и Амуре это подтверждает. Но, как выяснили «Ведомости. Экология» в этой сфере не все так просто.

 «У семи нянек»

Сегодня в России нет нацпроектов и федеральных программ по развитию добычи речного песка. По мнению Петрова, спрос на него обусловлен в основном реализацией нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Несмотря на количество контролирующих органов, эксперты указывают на проблемы в организации процессов в сфере добычи речного песка. Также нет и профильной СРО. «У  реки нет хозяина», – считает генеральный директор ХК «Логопром» Андрей Иванов. По его мнению, проблемы с добычей речного песка начались с момента, когда «похоронили» министерство геологии СССР и министерство речного флота РСФСР: «У нас в Нижнем Новгороде была “Волга-Геология” с полным циклом компетенций (разведка, бурение, перепроверка, лаборатории, аналитика). Также эффективно работало “Волжское объединенное речное пароходство”, в состав которого входили флот, речные порты и техника для извлечения полезных ископаемых со дна. Вся эта выстроенная система закачалась с распадом Советского Союза».

Сейчас компетенции двух бывших советских министерств поделили сразу несколько госораганов. К примеру, данные о крупных залежах речного песка хранятся в окружных ФБУ «Территориальный фонд геологической информации», а лицензии на бурение выдают региональные министерства экологии. Деятельность госкомпаний, входящих в АО «Росгеология», в основном ориентирована  на крупные  месторождения нефти, газа, золота и других металлов, поставляемых на экспорт. «Росводресурсы» в рамках нацпроекта «Экология» сосредоточили внимание на выемке из рек иловых отложений.

Объем мирового рынка нерудных материалов

Отсутствие должного регулирования в сфере добычи речного песка хорошо иллюстрирует судебный процесс в Нижнем Новгороде, о котором писал «Коммерсантъ». По версии следствия, два сотрудника администрации Волжского бассейна внутренних водных путей украли у государства 448 000 т речного песка, проданного под видом донного грунта коммерческим организациям. Ущерб от действий обвиняемых оценили в 65 млн руб. Потерпевшим по уголовному делу признано областное министерство экологии. Его представитель сообщил полиции, что госучреждение должно было получить лицензию на право пользования недрами. Но адвокаты обвиняемых ссылаются на официальные разъяснения Росморречфлота, согласно которым администрациям бассейнов не требуется получать лицензию Минприроды на добычу полезных ископаемых: она не нужна при проведении дноуглубительных работ для поддержания рельефа русла, которые предписаны государственным заданием. В соответствии с этими положениями обвиняемые вправе были реализовывать донный грунт юридическим и физическим лицам. К тому же все деньги, вырученные на открытых аукционах, были перечислены в бюджет ФБУ.

Потребность в регулировании

Как полагает Петров, извлечение речного песка должно основываться на принципах устойчивого недропользования. «Разработка таких принципов и их регламентация найдут свое отражение в рамках создаваемого в России Национального комитета реализации десятилетия восстановления экосистем ООН», – уверен эксперт-эколог.

Регуляторная активность в этом сфере увеличилась. Только в октябре этого года в нижнюю палату парламента направлены два разнонаправленных законопроекта. 23 октября в Госдуму поступили поправки к федеральному закону «О недрах», разрешающие естественным монополистам в сфере транспортировки газа и нефти по трубопроводам («Газпром» и «Транснефть» соответственно) получать лицензии на участки общераспространенных полезных ископаемых (в том числе песка) для их разведки и добычи без аукционов. А через несколько дней депутаты законодательного собрания Нижегородской области и думы города Дзержинска, напротив, подготовили для Госдумы и Совета Федерации инициативу, ограничивающую условия выдачи лицензий недропользования. Было предложено наделить муниципалитеты правом согласовывать включение участков в перечень недр местного значения. Сейчас лицензии на добычу песка действуют 10 лет, а предприниматели, по мнению авторов законопроекта, полностью вырабатывают карьер за три-четыре года и уходят с участка. В результате разработанные карьеры оказываются брошенными, там образуются нелегальные свалки. Согласно этому предложению органы местного самоуправления будут решать, нужен тот или иной карьер на их территории или нет, кого допускать к разработке, а кого нет.

Помимо недобросовестных инвесторов беспокойство властей вызывают и «нелегалы», занимающиеся добычей песка без лицензий. В добыче речного песка также нередки случаи контрафакта: когда строительная компания, выигрывавшая тендер, нанимает субподрядчика, который обещая поставку качественного продукта, мешает речной песок с низкопробным сырьем из леса.

«Песок, обладающий требуемыми проектной документацией свойствами и гранулометрическими показателями, не всегда есть в доступе вблизи объектов и городов. По этой причине и в целях экономии средств исполнителя строительно-монтажных работ, а иногда и самого поставщика, фиксируются попытки поставки и применения материала ненадлежащего качества», – рассказал начальник управления специальных видов контроля ФБУ «РосСтройКонтроль» Александр Кулаков. Правда, с его слов, на объектах, подконтрольных подведомственному Минстрою РФ ФБУ «РосСтройКонтроль», такие случаи исключены из-за регулярного входного контроля.

«Спрос на речной экологичный песок в России огромен. Но рассчитывать на инвестиционную активность частного капитала в этом секторе не стоит до тех пор, пока государство не создаст прозрачные и понятные правила игры», – считает Иванов.