Можно ли привлечь инвесторов в переработку мусора

Чем привлекательна отрасль обращения с отходами
Наибольшая надежда в борьбе с отходами возлагается на их переработку. Наращивание темпов переработки позволит уменьшить процент мусора, попадающего на полигоны, как минимум на 50%. Дополнительный плюс — это возможность вторичного применения полученных материалов для производства товаров

Мусорная реформа в рамках национального проекта «Экология» реализуется более трех лет. Правительство поставило цель: к 2024 г. создать отрасль, которая будет перерабатывать 36% твердых коммунальных отходов (ТКО). Однако государственных мощностей не хватит, чтобы построить такую систему. Для ускорения процесса правительство планирует привлечь от 100 до 300 млрд руб. частных инвестиций до 2030 года.

Государство начало создавать новую систему, в которой ответственность за обращение с ТКО возложили на регионы. Был произведен отбор региональных операторов, определен норматив накопления ТКО и установлен тариф для каждого субъекта РФ. Предполагается, что к 2030 году захоронение отходов снизится на 50%.

Сжигать, перерабатывать или хранить

Существует три способа ликвидации отходов: сжигание, захоронение, переработка.

В России свыше 90% мусора отправляется на полигоны и лишь 7% — на переработку (отчет Счетной палаты РФ на 2020 г.). Еще меньший объем подвергается сжиганию.  Это дорогой метод из-за огромных капиталовложений, которых требуют современное мусоросжигательное оборудование и системы очистки выбросов. Затраты на современный мусоросжигательнй завод (МСЗ) зачастую составляют несколько десятков миллиардов рублей.

Сейчас в стране насчитывается шесть МСЗ: три в Москве, по одному в Пятигорске, Мурманске и Владивостоке. Идет строительство пяти новых заводов в Подмосковье и Казани.

Сторонники метода утверждают, что МСЗ помогают перерабатывать отходы в энергию, которую будут использовать ближайшие мегаполисы. С другой стороны, сжигание мусора небезопасно. Одна из причин заключается в том, что этот процесс даже с применением современных систем очистки все равно приводит к выбросу большого числа вредных соединений, в том числе диоксинов. Кроме того, конечным результатом сжигания является весьма токсичная зола, которую всё равно приходится захоранивать на полигонах. А это в лучшем раскладе 30-35% от сжигаемого объема.

Наибольшая надежда в борьбе с отходами возлагается на их переработку. Наращивание темпов переработки позволит уменьшить процент мусора, попадающего на полигоны, как минимум на 50%. Дополнительный плюс — это возможность вторичного применения полученных материалов для производства товаров.

 В Государственном реестре объектов размещения отходов, по последним данным Росприроднадзора, более 1 тыс. полигонов. С текущим темпом прироста объемов ТКО ежегодно (1–2%) через 3-5 лет их емкость будет исчерпана.

С начала мусорной реформы государство борется с полигонами, заменяя их сортировочными комплексами и станциями переработки. Сами полигоны рекультивируют, сводя к минимуму их влияние на окружающую среду. Идея в том, чтобы снизить отрицательные последствия от процессов, происходящих в теле полигона, но это не произойдет так быстро, как хотелось бы защитникам природы.

 По данным Greenpeace, в развитых странах распространен комбинированный подход. Большая часть отходов отправляется на переработку, а непригодная подлежит сжиганию. Так, в США сжигается лишь 13% мусора, а 34% получает вторую жизнь после переработки. В Германии эти показатели составляют 32% и 48% соответственно.

Мусорные инвестиции в мире и России

Размер мирового рынка по управлению отходами на 2019 г. оценивался в $2,08 трлн. Согласно исследованиям Allied Market Research, он вырастет до $2,34 трлн к 2027 г. Среднегодовой темп роста индустрии в период 2020–2027 гг. составит 5,5%.

Такие показатели обусловлены ростом населения, а значит, и ростом мирового объема отходов. Резко увеличивается спрос на разработку решений, позволяющих заниматься переработкой мусора

 Рынок мусора в США ограничивается несколькими компаниями. Более половины контролируют три основных игрока: Republic Services (RSG), Waste Connections (WCN), Waste Management (WM). Goldman Sachs выявил, что за последние пять лет акции этих компаний принесли инвесторам 22%, 20% и 19% годовых соответственно. Для сравнения: индекс S&P 500 показал 17% роста.

 В России появились инструменты инвестирования в мусорный бизнес. Компании начали выпускать зеленые облигации, которые представляют собой актив ответственного инвестирования ESG-подхода, при котором выбор ценных бумаг основывается на экологических, социальных и управленческих факторах.

 Весной 2021 года на Московской бирже впервые состоялся выпуск субфедеральных зеленых облигаций — столичное правительство разместило их в объеме 70 млрд руб. Размещение оказалось удачным, так как спрос превысил объем выпуска на 20%.

 Но по данным Минэкономразвития за 2021 г., доля зеленых облигаций на Московской бирже составляла лишь 0,2% от всех бондов, или 23 млрд руб. выпусков облигаций. С одной стороны, это немного, но с другой, это говорит о перспективах инвестиций в проекты, обеспечивающие экологическую безопасность.

Частные инициативы

Мусорный рынок — новая сфера инвестиций с потенциалом роста в 3-5 раз до 2030 года. По данным Росстата об итогах промышленного производства за прошлый год отрасль сбора, обработки и утилизации отходов и обработки вторичного сырья в 2021 году выросла на 35%. Однако инвестиционная активность пока снижена. Местные администрации не торопятся согласовывать строительство объектов с частными инвесторами, боясь социальной напряженности из-за мнения жителей относительно небезопасности предприятий. Это замедляет процесс запуска проектов.

Частных инвесторов также пугает отсутствие налаженной системы сбора и сортировки отходов. Можно построить крупный завод по переработке вторичных отходов, однако без качественно отсортированного сырья невозможно обеспечить его эффективную работу, соответственно, и получить прибыль.

Как наладить сотрудничество

В создании сортировочных станций бизнесу должно помогать государство. Это распространенная в Европе практика, и она показала эффективность. Инструменты могут быть разными: тарифная политика, льготное кредитование, прямое субсидирование, механизм расширенной ответственности производителей (РОП).

В июне прошлого года Российский экологический оператор и Национальный Центр ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ) подписали соглашение о сотрудничестве, чтобы стимулировать рост проектов ГЧП и разработки механизмов финансовой поддержки проектов в сфере обработки и утилизации отходов. В январе этого года правительство Москвы заключило первое соглашение о ГЧП по сбору и переработке списанного электронного и электрического оборудования для его последующей утилизации.

Часто такие проекты сложно реализовать. Этому препятствуют административные барьеры, длительность создания инфраструктуры и высокие инвестиционные затраты. Но частные инвесторы видят перспективы развития мусорной индустрии. Скорость воплощения инициатив зависит от эффективного сотрудничества всех участников процесса.