В России начнут строить дороги из отходов

Российский экологический оператор (РЭО) и Росавтодор подписали меморандум, согласно которому в России начнут строить федеральные трассы из вторсырья, пишут «Известия». В федеральном проекте «Экономика замкнутого цикла» обозначено использование 30% вторсырья при строительстве дорог к 2030 году.

Для строительства трасс будут использовать резиновую крошку из утилизированных шин, компост из образующихся пищевых отходов, вторичные полимеры и другие вторичные ресурсы. Об этом сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.

«С технической и природоохранной точек зрения вторичные ресурсы должны использоваться таким способом, чтобы не ухудшать эксплуатационные и экологические характеристики автомобильных дорог», — рассказали изданию в правительстве РФ. Там уточнили, что, например, модификаторы асфальтобетона и дорожно-мостовые мастики на основе резиновой крошки повышают качество дорожных покрытий за счет своих свойств: уменьшается образование колеи, снижается шум и увеличивается жизненный цикл покрытия, cроки же строительства не растут.

Президент ГК «Основа» Александр Ручьев рассказал, что как показывает зарубежный опыт, при строительстве дорог может быть использовано до 80–90% вторресурсов. При этом себестоимость строительства автотрасс может снизиться на десятки процентов. Как отметил управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский, удачный пример использования вторсырья, в частности пластика, при строительстве дорог демонстрирует Индия. Сегодня там проложено более 30 тыс. км дорог с применением утилизированного пластикового мусора.

Есть и другие примеры. Состав, созданный из отходов и частично заменяющий битум, продукт переработки нефти, в свое время предложили шотландская компания MacRebur и канадская Green Mantra. Так, чтобы изготовить материал для строительства дорог, MacRebur добавляет перерабатываемый пластик в асфальтовую смесь. Из пластика предварительно изготавливают гранулы, которые заменяют битум, из которого на 10% состоит обычный асфальт и который используют для затвердевания смеси. Green Mantra разработала свою технологию, позволяющую использовать при создании дорожного полотна до 20% переработанного пластика. Разработанная в Нидерландах компанией KWS концепция PlasticRoad подразумевает создание дорог из легких пластиковых модулей, которые крепятся друг к другу. Любой повреждённый элемент такой дороги можно снова переработать.

Ранее вице-премьер РФ Виктория Абрамченко поручила профильным министерствам проработать вопрос об использовании вторсырья в сферах строительства, ЖКХ и благоустройства.