Статья опубликована в № 4060 от 21.04.2016 под заголовком: Акциз размажут по дорогам

Акцизы на бензин должны пойти и в центр, и в регионы

Госдума просит Минфин изменить законопроект по слову президента

Поправки в Бюджетный кодекс, передающие почти все дополнительные поступления от роста акцизов на топливо в федеральный бюджет, приняты Госдумой в первом чтении. Ставки повысились на 2 руб. за 1 л, а на дизельное топливо – на 1 руб. с 1 апреля.

Сейчас все акцизы уходят в региональные дорожные фонды. Минфин предложил оставлять им 77% сборов. В федеральный бюджет поступит дополнительно 67 млрд руб., а доходы регионов повысятся на 3 млрд руб., говорил ранее замминистра финансов Алексей Лавров (цитата по «Интерфаксу»).

Но минимум 1 руб. из 2 руб. нужно оставить в дорожных фондах регионов, сказал президент Владимир Путин во время прямой линии. Эту задачу необходимо решить при подготовке законопроекта ко второму чтению, говорится в заключении бюджетного комитета. Поправки должны быть направлены в комитет до 18 часов 27 апреля, говорится в постановлении Госдумы. Минтранс поддерживает идею, сообщил представитель министерства.

В 2015 г. 65 регионов были вынуждены добавить в региональные дорожные фонды 239,7 млрд руб., говорится в пояснительной записке. По оценкам KPMG, лишь 40% региональных дорог соответствуют нормативам. У регионов нет ресурсов для увеличения расходов региональных бюджетов, признает комитет. У самых благополучных денег хватает только на предотвращение развала дорожной сети, межремонтные сроки доходят до 50–80 лет, что не имеет ничего общего с нормативами в 5–10 лет, говорит директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.

Если бы все доходы от повышения акцизов пошли в федеральный бюджет, то большая их часть скорее всего вернулась бы в регионы, а контролировать их целевое использование было бы проще, субсидии выдаются под конкретные проекты или программы и их сложнее потратить на иные задачи, считает консультант автодорожных проектов. Но получить эти деньги регионам было бы сложнее, отмечает партнер KPMG Алексей Назаров, а контроль за расходованием вряд ли стал бы жестче. Нельзя говорить, что один из вариантов хороший, а другой плохой, в любом случае это Тришкин кафтан, заключает Блинкин, хорошие дороги – это дорого, надо привыкать к этой мысли.