Доходность 10-летних гособлигаций Германии впервые упала ниже нуля

Массовое бегство в безопасные активы может нести огромные риски
Немецкие гособлигации считаются одним из самых безопасных активов в мире/ KARL-JOSEF HILDENBRAND/ EPA / Vostock photo

Доходность 10-летних гособлигаций Германии в понедельник впервые опустилась ниже нуля. Торги открылись с доходностью 0,002%, в ходе торгов она упала до минус 0,028%, к закрытию поднялась до -0,002%. The Wall Street Journal назвала это «знаковым событием в процессе бегства инвесторов в безопасные активы».

Сейчас в мире гособлигации на $10,4 трлн торгуются с отрицательной доходностью, что объясняется массовой скупкой активов центральными банками в рамках программ денежного стимулирования экономики, а также неуверенностью инвесторов, связанной с неопределенностью перспектив мировой экономики, дальнейшего движения рынков, а также последствий ряда значимых событий, таких как референдум в Великобритании о членстве в ЕС. Свою роль играет и стремление управляющих заработать на росте цен, которые повышаются по мере снижения доходностей. Инвестор получит убыток по бондам, только если будет держать их до погашения. Между тем, по данным Barclays на начало июня, гособлигации Германии с начала года принесли 4,2% дохода, хотя их средняя доходность составляла -0,1%. За тот же период на японских бондах (средняя доходность – минус 0,06%) можно было заработать 5,2%.

В Германии, как оценивал на прошлой неделе Commerzbank, почти две трети обращающихся гособлигаций торгуются с доходностью ниже -0,4%.

Падение доходностей отражает неослабевающий спрос инвесторов на активы, традиционно воспринимающиеся как безрисковые, а немецкие гособлигации считаются одними из самых безопасных еще с 1970-х гг., когда политика Бундесбанка помогла Германии избежать высокой инфляции, которая была характерна в то десятилетие для многих развитых стран. В последние дни снова выросла вероятность того, что Великобритания проголосует за выход из ЕС – судя по опросам, британцы, которые ранее не определились со своей позицией, демонстрируют большее желание голосовать за выход, тогда как число поддерживающих членство в союзе сокращается, указывает Сэм Хилл, старший экономист по Великобритании RBC Capital Markets. «Возросшая вероятность Brexit ударила по настроениям на рынках», – сказал он Financial Times.

Участники рынков стали уделять больше внимания потенциальным рискам в связи с возможностью выхода Великобритании из ЕС по итогам референдума, который пройдет 23 июня, отмечает Goldman Sachs. Аналитики банка пишут в отчете, что «в цены валютных опционов закладывается резкий рост волатильности в ближайший месяц – на уровнях, не наблюдавшихся со времен мирового финансового кризиса».

Некоторые эксперты указывают, что в нынешней ситуации с отрицательными доходностями гособлигаций пришло время переоценить понятие риска. «Какой же это безрисковый инструмент, если, держа его до погашения, инвестор гарантированно теряет деньги!» – восклицает Тим Прайс, директор по инвестициям PFP Wealth Management. Столь низких доходностей на глобальном рынке «не было все 500 лет документированной истории», написал на прошлой неделе Билл Гросс, управляющий в Janus Capital Group, «это сверхновая звезда, которая однажды взорвется».

Японские гособлигации тоже торгуются на новых рекордных уровнях, доходность 10-летних бумаг – минус 0,163%, 20-летних – минус 0,166%. Тридцатилетние бумаги пока в плюсе, но доходность в понедельник достигала рекордного минимума, установленного 2 мая, – 0,238%. Агентство Fitch снизило прогноз рейтинга Японии (А) до «негативного» из-за сомнений в готовности правительства улучшить ситуацию с бюджетом.

Доходности 10-летних немецких гособлигаций могут снизиться еще больше из-за сезонного фактора, полагают аналитики BNP Paribas: с 2004 г. с третьей недели июня по середину июля они снижались каждый год в среднем на 0,14 процентного пункта, указывают они в отчете. Но и в более долгосрочной перспективе ситуация сильно не изменится, полагает главный экономист Citigroup Уиллем Баутер. Поскольку объем долга в мире после мирового кризиса так и не сократился, а правительства не желают присоединяться к центробанкам и стимулировать экономику с помощью фискальных методов, мир ждут еще годы низких процентных ставок, доходностей и темпов роста, полагает он.