Гособлигаций с отрицательной доходностью уже больше $10 трлн

Инвесторы переключаются на корпоративные бонды, тоже уводя их в минус
Из-за действий ЕЦБ, а также других центробанков, стимулирующих экономику и опустивших процентные ставки ниже нуля, все больше государственных и даже корпоративных облигаций торгуются с отрицательной доходностью/ Freeimages

Еще десятилетие назад падение доходности гособлигации ниже нуля было исключительным, почти невозможным событием – такое происходило на торгах буквально раз или два с краткосрочными японским бумагами, поскольку Банк Японии уже очень давно держит процентные ставки около нуля. Сегодня объем таких гособлигаций превысил $10 трлн, и среди них есть бумаги со сроком обращения в несколько лет.

По данным Fitch, объем торгующихся гособлигаций с отрицательной доходностью составил в мае $10,4 трлн, увеличившись за месяц на 5%. Этому способствовал рост цен в последнее время на облигации Италии, Германии, Франции и Японии; к тому же новый выпуск итальянских трехлетних бондов «ушел» ниже нуля. Центробанки еврозоны и Японии не собираются сворачивать программу денежного стимулирования, а ЕЦБ даже в марте объявил о ее расширении на корпоративные облигации (их скупка начнется на следующей неделе).

Несколько лет назад, когда инвесторы, боясь долгового кризиса в еврозоне, скупали немецкие гособлигации, а затем, с началом программы денежного стимулирования ЕЦБ, – и более широкий круг суверенных бондов, отрицательные доходности были лишь у коротких бумаг. Теперь же, когда ЕЦБ и Банк Японии опустили базовые ставки ниже нуля, в числе облигаций с отрицательной доходностью – семилетние бонды Германии и 10-летние бумаги Японии. «Безусловно, частично это все объясняется действиями центробанков, но также и глобальной охотой за доходностью, желанием найти высококачественные ценные бумаги», - говорит Роберт Гроссман, аналитик Fitch.

Из-за этой охоты в минус стали уходить даже корпоративные облигации – инвесторы стали переключаться на них после того, как доходность ниже нуля стали показывать и долгосрочные гособлигации. После мартовского объявления ЕЦБ управляющие стали активно скупать бумаги эмитентов с высокими рейтингами (а компании – не менее активно размещать новые долги). «Так как много облигаций по всему миру имеют доходность ниже нуля, это, естественно, будет толкать инвесторов к покупке более высокодоходных бумаг, - цитирует Financial Times Марка Фратепьетро, начальника отдела рынков долгового капитала с инвестиционным рейтингом Deutsche Bank. – Корпоративный долг с инвестиционным рейтингом – логичный выбор для того, кто уже держит госбумаги и ищет доходность повыше».

Как свидетельствуют облигационные индексы банка Barclays, в еврозоне с отрицательной доходностью торгуются краткосрочные корпоративные бонды более чем на $36 млрд. Среди таких компаний - как европейские, так и транснациональные, выпустившие бумаги в евро, включая Johnson & Johnson, General Electric, LVMH и Philip Morris. Пока ни одна компания не разместила облигации с отрицательной доходностью, но Sanofi и Unilever смогли выпустить бумаги с нулевыми купонами.

По оценке Tradeweb, учитывающей корпоративные облигации с погашением в следующем году и те, что не включены в основные индексы, номинированных в евро облигаций с отрицательной доходностью уже обращается на $380 млрд, отмечает FT. Если учитывать бумаги в швейцарских франках и иенах, цифра будет еще больше, полагают специалисты Markit.

Компании активно размещают бумаги: по данным Dealogic, с начала года по начало июня объем выпуска корпоративного долга в мире превысил $1 трлн, и этот порог за аналогичный период достигается уже четвертый год подряд.

Если инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании будут держать бумаги с отрицательной доходностью до погашения, они потеряют деньги. Но это не останавливает управляющих – они играют на изменении цен, которые растут из-за давления, которое на них оказывает скупка центробанками. Гособлигации Германии, средняя доходность которых составляет -0,1%, с начала года благодаря росту цен принесли 4,2% дохода, свидетельствуют данные Barclays. За тот же период на японских долговых бумагах можно было заработать 5,2%, хотя их средняя доходность – минус 0,06%.

«Центробанки ушли в зазеркалье, они прошли… нулевую отметку, которая многим казалась непреодолимой», - сказал FT Самеер Самана, стратег Wells Fargo Investment Institute. Он полагает, что относительная стабильность на нефтяном рынке и восстановление развитых экономик заставят центробанки прекратить расширять программы денежного стимулирования: «И ЕЦБ, и Банк Японии заявляют: есть предел того, что они могут сделать в плане увода краткосрочных процентных ставок на отрицательную территорию. Скорее всего, распространение отрицательных доходностей на более долгосрочные бумаги уже завершилось».