Европейская экономика выходит на пик своего восстановления

Расти быстрее мешают высокая неопределенность и нехватка структурных реформ
Европейская экономика выходит на пик своего восстановления/ Uwe Lein/ AP

Еврокомиссия незначительно повысила прогноз роста экономики еврозоны на 2017 г. – до 1,7% с ожидавшихся 1,6%, прогноз на 2018 г. подтвержден: 1,8%. Все члены еврозоны, кроме Италии (0,9%), в 2017 г. покажут рост выше 1%.

Восстановление европейской экономики продолжается пятый год, говорится в докладе, тренд сохранится и в 2018 г. Этому способствуют создание новых рабочих мест, большая уверенность инвесторов, увеличение мировой торговли, а также относительно низкий курс евро. «Высокий уровень неопределенности, характерный для 2016 г., начинает снижаться», – заявил еврокомиссар по экономическим вопросам Пьер Московиси.

В начале 2017 г. еврозона продолжила демонстрировать положительную динамику: в I квартале ВВП вырос на 1,7% в годовом выражении. Основным драйвером в последние годы оставалось частное потребление (вклад – 1,1 п. п.), которое росло максимальными темпами за 10 лет, говорится в докладе. В 2017 г. его рост продолжится, а улучшение ситуации на рынке труда еще больше ускорит рост.

В феврале безработица в странах еврозоны снизилась до минимальных с мая 2009 г. 9,5%. По прогнозу Еврокомиссии, в 2017 г. безработица сократится до 9,4%, в 2018 г. – до 8,9% – минимума с начала 2009 г.

Но подорвать рост потребления может ускорение инфляции и, как следствие, снижение покупательной способности из-за сохранения уровня сбережений. В 2017 г. инфляция в регионе составит 1,6%, а в 2018 г. замедлится до 1,3% на фоне ослабления эффекта от роста цен на нефть.

Помешать увеличению внутреннего спроса может также ужесточение условий кредитования из-за постепенного сокращения программы стимулирования ЕЦБ, предупреждают аналитики UBS. Из-за действий ЕЦБ квартальный рост экономики еврозоны начал снижаться, отмечают они. По прогнозу UBS, в 2017 г. ВВП еврозоны вырастет на 1,7%, а в 2018 г. – на 1,4%.

Новые привычки

В апреле индекс PMI достиг максимального уровня за шесть лет (см. график). Сводный индекс PMI, отражающий активность в обрабатывающих отраслях и сфере услуг, вырос до 56,8 пункта с 56,4 в марте. Значение выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, а ниже – на снижение. Потребители и предприятия адаптировались к новому уровню экономической активности, объясняют аналитики Еврокомиссии.

Экономика ЕС находится на пике роста, указывают аналитики, опрошенные WSJ. Наиболее пострадавшие от финансового кризиса в ЕС Португалия, Испания и Ирландия показывают рост от 1,8 до 4%, пишут аналитики Еврокомиссии. Даже экономика Греции, прогноз по которой ухудшен из-за задержки в одобрении второго пакета финансовой помощи, вырастет на 2,1% (прошлый прогноз – 2,7%). Испания и Нидерланды будут расти быстрее, чем в среднем страны еврозоны, в то время как Германия, Франция и Италия – медленнее, говорится в докладе Еврокомиссии. Разброс в темпах роста в разных странах еврозоны сокращается, отмечает главный экономист ЕЦБ Питер Прат (цитата по WSJ).

За пиком роста пойдет спад его темпов, пишет WSJ. Нынешние темпы близки к 2% и существенно выше потенциальных темпов роста производства, объясняют аналитики UBS. Без структурных реформ будет трудно добиться темпов роста выше 2%, отмечают они.

Поддержать рост может восстановление инвестиций в связи со снижением неопределенности, указывает Еврокомиссия, их вклад в рост экономики еврозоны – 0,7 п. п. Политическая и экономическая неопределенность – один из ключевых факторов, она почти на треть определяет колебания ВВП и инвестиций и на 15% – потребления, говорится в докладе. Выборы в Нидерландах и Франции прошли, парламентские выборы в Италии будут только в 2018 г. и у ЕЦБ появилась возможность действовать, указывают аналитики ING. По их прогнозам, регулятор может начать сворачивать программу стимулирования, чтобы завершить ее в июне 2018 г.

Но риски сохраняются, предупреждают аналитики Еврокомиссии, например, из-за замедления роста экономики Китая и развивающихся стран, переговоров о выходе Великобритании из ЕС и неустойчивости банковского сектора, хотя сейчас он и находится в лучшем состоянии, чем несколько лет назад. Росту помешают также высокий частный и госдолг, большая доля необслуживаемых кредитов, высокая безработица в отдельных странах и дисбалансы в отдельных секторах экономики, перечисляют аналитики Еврокомиссии.