Критика министров не заставит ЦБ рисковать

Аналитики ждут снижения ключевой ставки только на 25 б. п.
Цены на фрукты и овощи, которые опустили инфляцию ниже 3%, могут вернуться к росту, предупреждают аналитики / Евгений Разумный/ Ведомости

Волна критики со стороны правительства обрушилась на ЦБ в октябре. Рост цен замедлился слишком резко – если бы ЦБ смягчал денежно-кредитную политику «поактивнее», этого можно было бы избежать, заявил в начале месяца министр финансов Антон Силуанов (здесь и далее цитаты по «Интерфаксу»). Между тем бюджет создал регулятору условия для снижения ключевой ставки, подчеркнул он, а от его решения зависят и ставки на рынке, и возможность взять кредит.

Чересчур низкая инфляция так же плоха, как чересчур высокая, вторил коллеге на прошлой неделе министр экономического развития Максим Орешкин: она нестабильна и непредсказуема. Замедление роста цен до 2,8% в годовом выражении уже довольно серьезное отклонение от таргета – 4%, сказал он, а главное – устойчивое: цены практически на все группы товаров опустились заметно ниже этого уровня, а годовая базовая инфляция, очищенная от сезонности, каждый месяц в этом году была ниже 4%. Дело не в разовых, а именно в монетарных факторах, заключил Орешкин.

На защиту ЦБ встал во вторник президент Владимир Путин. Хотя «некоторые специалисты выражают озабоченность» низкой инфляцией, рисков для зависимой от сырья экономики все еще много, сказал он, одобрив осторожность регулятора.

Цены в России растут медленнее прогнозов регулятора: в сентябрьском докладе о денежно-кредитной политике он ждал инфляцию в 3,5–3,8% по итогам года, но в уже октябре председатель ЦБ Эльвира Набиуллина признала, что прогноз может быть снижен до 3,2%. Судя по недельным данным Росстата за октябрь, годовая инфляция уже 2,7%. Но «инфляционный сюрприз» не аргумент для директоров ЦБ, убежденных, что чрезмерное снижение вызвано временными факторами, пишут аналитики «ВТБ капитала». В том числе эффектом укрепления рубля, который вскоре будет исчерпан, указывали аналитики регулятора в бюллетене «О чем говорят тренды» (их мнение может не совпадать с официальной позицией ЦБ). Инфляция может опуститься ниже 3%, но ЦБ не считает это отклонением от таргета, заявила Набиуллина. В ближайшие один-два квартала она вернется к 4%, говорил директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев в интервью Bloomberg.

ЦБ, скорее всего, опустит ставку на заседании в пятницу – вопрос лишь в том, на сколько: на 25 или на 50 базисных пунктов (б. п.), сказал Дмитриев. На прошлом заседании ставка была снижена сразу на 50 б. п. до 8,5%. Но сейчас, согласно прогнозу Bloomberg, регулятор снизит ее минимально – на 25 б. п., как и в декабре, в дальнейшем политика ЦБ будет жестче: до 6,5–7% ставка снизится лишь к концу 2019 г. 16 из 20 экономистов, опрошенных Reuters, также ждут снижения ставки в пятницу на 25 б. п., остальные – на 50 б. п. Падение инфляции вызвано разовыми факторами – укреплением рубля и снижением цен на продовольствие, цитирует аналитиков Bloomberg, но возможного роста инфляционных ожиданий, оживления потребления и предвыборных трат никто не отменял, пишет Reuters. Подтолкнуть совет директоров ЦБ к более консервативному решению может и сентябрьское ускорение роста оборота розничной торговли до 3,1% с 1,9% в годовом сравнении, пишет в обзоре Роман Насонов из Промсвязьбанка. Нельзя забывать и о риске возникновения дефицита на рынке труда, напоминает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой: в среднесрочной перспективе риски ускорения инфляции выше, чем риски чрезмерного замедления, поэтому умеренно жесткая политика ЦБ оправданна.

Цены на фрукты и овощи, которые опустили инфляцию так низко, могут вернуться к росту, а это повысит инфляционные ожидания населения, опасался Дмитриев. А ЦБ пока так и не удалось заякорить инфляционные ожидания ни населения, ни бизнеса – на это уйдет два-три года, оценивала первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. На прошлой неделе фрукты и овощи уже начали дорожать, правда, стали дешеветь другие продукты питания, пишет «Сбербанк CIB»: по итогам месяца инфляция может остаться ниже 3%.

Снижение цен на продовольствие маскирует рост цен на непродовольственные товары, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Это риск: в сентябре оборот розницы вырос максимально с декабря 2014 г., опередив рост реальных зарплат, – люди больше потребляют за счет розничных кредитов, предупреждает Орлова. Риски роста потребления не так уж высоки, считает Полевой: рост номинальных зарплат замедлился, это хорошо с учетом грядущей индексации зарплат госслужащим.

Кажется, слишком низкая инфляция ЦБ не беспокоит и рост цен в диапазоне от чуть менее 3 до 4% его вполне устраивает, резюмируют аналитики «Сбербанк CIB».