Экономика
Бесплатный
Татьяна Ломская
Статья опубликована в № 4445 от 08.11.2017 под заголовком: Цены не поспевают за ожиданиями

Потребители не видят замедления инфляции, которое фиксирует Росстат

Инфляционные ожидания может разгонять даже объявление цен на 10-й iPhone

Россияне не замечают рекордного в новейшей истории страны торможения инфляции. В октябре рост потребительских цен в годовом выражении замедлился до очередного минимума – 2,7% после 3% в сентябре. Базовая инфляция, которая не учитывает тарифы и подверженные сезонным колебаниям цены на овощи и фрукты, замедлилась до 2,5% с 2,8%. За прошлый месяц цены выросли на 0,2%, базовая инфляция составила 0,1%.

Между тем инфляционные ожидания россиян на ближайшие 12 месяцев растут второй месяц подряд, в октябре – до 9,9% с 9,6%, свидетельствуют данные проведенного по заказу ЦБ опроса «ИнФОМа». В августе они опускались до исторического минимума в 9,5% (тогда инфляция в годовом выражении замедлилась до 3,3%). Население пока не готово поверить в столь низкую инфляцию, указывал ЦБ, расхождение между ожиданиями и фактом слишком большое, риски ускорения роста цен высоки.

Росстат при расчете инфляции опирается на «усредненную» структуру потребления, которая отличается от фактического потребления российских семей, говорится в мониторинге Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Росстат часто фиксирует изменение цен на самые дешевые товары из группы: если семья покупает другое молоко, хлеб или мясо, она «видит» и другое изменение цен.

Росстат и должен измерять средний показатель по стране, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Он не учитывает потребление «самых бедных» и «самых богатых» россиян, констатирует ведущий экономист ЦМАКПа Игорь Поляков: его задача – измерить цены на самые массовые товары. А вот на инфляционных ожиданиях потребителей цены на дорогостоящие товары отражаются. Даже объявление цен на 10-й iPhone может спровоцировать скачок инфляционных ожиданий, замечает Поляков, как и цены на элитные продукты – деликатесные рыбы, дорогие напитки, – которые люди видят в магазинах, но которые Росстатом «не считаются». Кроме того, россияне по-прежнему ждут роста курса доллара, что тоже сказывается на их прогнозах по инфляции. Вряд ли ожидания россиян удастся существенно приблизить к официальной инфляции, заключает Поляков.

Осенью инфляционные ожидания потребителей, как правило, растут: сезон низких цен на урожай заканчивается, ценники в магазинах начинают расти, замечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. То, что официальная инфляция и ожидания россиян двинулись в разных направлениях, может объясняться оживлением потребления, считает Орлова. Росстат ориентируется на потребительскую корзину, рассчитанную в начале года, и принятые тогда «веса» тех или иных товаров. Сейчас россияне возвращаются к потреблению непродовольственных товаров, от покупки которых воздерживались последние два года, у них может возникнуть ощущение, что цены на товары, которые их интересуют, растут быстрее. Ведь в сентябре снижались цены на продовольствие, а на непродовольственные товары ускорялись, напоминает Орлова. В октябре между тем продовольствие подорожало на 0,4%, непродовольственные товары – на 0,3%, услуги подешевели на 0,2%.

В октябре упали цены, в частности, на пассажирские перевозки и зарубежные туристические поездки. Железнодорожные перевозчики снизили цены, конкурируя с авиацией, поясняет Тихомиров, и сезон отпусков закончился. Но это временно – рост цен ускорится, уверен он. Сезон плодоовощной дефляции закончился: цены на овощи и фрукты после затянувшегося падения выросли сразу на 2,7%. И будут дальше расти, говорит Тихомиров: урожай в этом году хуже, чем годом ранее, значит, придется больше импортировать, при том что рубль слабеет вопреки росту цен на нефть; из-за дорожающей нефти вырастут в будущем и цены на бензин. Ритейлеры, занижавшие цены на свою продукцию, чтобы удержать беднеющих покупателей, не могут долго торговать себе в убыток и вскоре их повысят, добавляет он. Например, производители более дорогих молочных продуктов удерживали цены, снижая маржу, но их возможности исчерпаны, говорил гендиректор «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин.

Читать ещё
Preloader more