Санкции могут остановить снижение ключевой ставки ЦБ

Аналитики регулятора допускают пересмотр ее предельного уровня
Санкции могут вынудить регулятора пересмотреть свою денежно-кредитную политику / Максим Стулов / Ведомости

Если риск-премия на Россию, за месяц уже выросшая почти на 50 б. п., закрепится на этом уровне, ЦБ может повысить уровень ключевой ставки, соответствующий нейтральной денежно-кредитной политике, предупредили аналитики ЦБ в бюллетене «О чем говорят тренды» (может не отражать официальную позицию ЦБ). Из-за геополитической напряженности и новых санкций российские рынки оказались под давлением, отмечают они: курс рубля стал аутсайдером среди всех валют развивающихся стран, доходности облигаций выросли, котировки акций снизились.

Нейтральным ЦБ считает такой уровень ставки, при котором денежно-кредитная политика поддерживает инфляцию около цели 4%, поясняет представитель ЦБ. Сейчас это 6–7%. Чтобы достичь верхнего предела такого диапазона, ЦБ осталось снизить ставку на 0,25 п. п.

Последние несколько лет ЦБ последовательно снижает ставку, но когда она достигнет нейтрального диапазона, он сможет снижать и повышать ее в пределах этого диапазона. При этом повышение диапазона, по словам представителя ЦБ, не будет ужесточением денежно-кредитной политики: ужесточение – это увеличение уровня ключевой ставки к нейтральному диапазону, но не его изменение.

Пока же регулятор официально предупреждает, что очередное снижение ставки откладывается. В марте ЦБ заявлял, что завершит переход к нейтральной денежно-кредитной политике в 2018 г. Всплеск волатильности на рынке из-за геополитической напряженности может вынудить ЦБ снижать ключевую ставку медленнее, чем он предполагал ранее, признала первый зампред ЦБ Ксения Юдаева (ее слова по «Интерфаксу»): этот год остается ориентиром, но внутри года ставка может быть снижена чуть позже. 6–7% – достаточно широкий диапазон, вряд ли он еще больше расширится, сказала она, премия за риск выросла, но в дальнейшем может упасть, в том числе благодаря росту доверия к политике ЦБ и бюджетной консолидации.

Санкционный режим – реальность, в которой Россия находится давно, новых санкций ожидали, хотя и не знали, какими они будут, смущает, что аналитики ЦБ делают такие расчеты не заранее, а вслед за рынком, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, для ЦБ это не должно было быть сюрпризом. К тому же вероятность более серьезного снижения ставки и так была невелика, считает она: из-за повышения ставки ФРС США с 2017 г. дифференциал процентных ставок сужается снизу.

ЦБ лучше было бы признать, что в последние месяцы он был слишком оптимистичным в своих ожиданиях, и из-за сложной ситуации останется на верхней границе диапазона нейтральной ставки, когда ее достигнет, говорит Орлова.

Осенью правительство критиковало ЦБ за излишне жесткую денежно-кредитную политику. Регулятор мог бы снижать ставку «поактивнее», замечал министр финансов Антон Силуанов. Чересчур низкая инфляция так же плоха, как чересчур высокая, вторил министр экономического развития Максим Орешкин. Инфляция близка к цели и нет необходимости дополнительно стимулировать экономику, агрессивно снижая ставку, отвечала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Между тем инфляция обновляла исторические минимумы, опустившись в январе – феврале до 2,2% в годовом выражении. Но в декабре ЦБ неожиданно опустил ставку на 50 б. п., а также заявил о планах завершить переход к нейтральной политике в 2018 г., а не в 2019-м, как планировал ранее.

Риторика ЦБ в начале года была радикально позитивной, говорит Орлова, регулятор двигал ставку вниз, несмотря на публикацию кремлевского списка США и быстрый рост зарплат. Теперь рынок запаниковал и, если ЦБ начнет менять позицию вместе с ним, не сможет заякорить экономические настроения, опасается она. Премия за риск достаточно волатильна, говорит главный экономист «ВТБ капитала» по России Александр Исаков, по 10-летним суверенным бондам России за прошедший год она упала к минимуму на 80 б. п., а сегодня вернулась к уровням декабря прошлого года. Текущая волатильность вряд ли говорит о том, что есть достаточно признаков необходимости пересмотра нейтрального коридора, считает он. Вряд ли ЦБ может в этом году пересмотреть диапазон нейтральной ставки, согласен директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. Номинальная ставка 6–7% при потенциальном росте экономики на уровне 1,5% высока. Скорее всего, ЦБ увеличивать нейтральный диапазон не будет, но в этом году ограничится всего лишь одним снижением ставки, считает он.