Статья опубликована в № 4564 от 11.05.2018 под заголовком: Образование в наследство

Жителям развивающихся стран тяжело превзойти родителей по уровню образования

Более половины нынешних 30-летних оказались на это не способны
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Родители, как правило, хотят, чтобы их дети жили лучше их самих, но, если они живут в развивающейся стране, шансов на это не так уж много, следует из доклада Всемирного банка «Справедливый прогресс? Экономическая мобильность поколений во всем мире».

Авторы исследовали, насколько уровень образования людей, рожденных в 1940–1989 гг. в 148 странах мира, выше уровня образования их родителей, а также насколько их доступ к образованию в принципе зависел от уровня образования родителей. Высокая мобильность в сфере образования, с точки зрения Всемирного банка, способствует экономическому росту: ресурсы распределяются эффективнее, лучшее образование и работу получают люди с более высокими способностями, а не из более состоятельных и образованных семей.

Результаты оказались неутешительными для жителей развивающихся стран: в развитых странах у молодежи больше возможностей подняться по социальной лестнице выше своих родителей. Все 15 «худших» экономик по уровню мобильности в сфере образования – развивающиеся, а 7 из 15 «лучших» – развитые. Похожая ситуация с возможностью увеличить уровень дохода по сравнению родительским: среди 75 стран 24 из 25 «худших» – развивающиеся.

Шансы выходцев из семей с низким уровнем образования получить самое лучшее образование низкие везде, правда, в развивающихся странах – особенно небольшие. Лишь 15% людей, родившихся в 1980-е в развивающейся стране в 50% семей с более низким уровнем образования, в итоге вошли в 25% «лучших». Правда, такая ситуация характерна для многих стран. Даже в развитых странах шансы выходцев из семей с низким образованием, рожденных в 1980-е гг., лишь чуть выше, чем в развивающихся. Например, невелики они и в США, указывают авторы доклада.

Лишь 47% жителей развивающихся стран, родившихся в 1980-е гг., получили лучшее образование, чем их родители  – ­доля практически не изменилась по сравнению с поколением ­1960-х. В развитых странах улучшить образование по сравнению в родителями смогли 57% 30-летних.

Разрыв в мобильности между развитыми и развивающимися странами связан в первую очередь с моделью экономического роста: он обеспечивается либо 90% экономически активного населения, либо элитой с высоким уровнем дохода, говорит директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова. В развивающихся странах у 40% самых бедных людей доходы в реальном выражении снижаются либо темп их роста ниже, чем ВВП или рост доходов наиболее обеспеченных, отмечает она.

Возможности человека определяются внешними обстоятельствами с самого рождения, пишут авторы доклада: начиная с качества питания и здоровья кормящей матери, системы социальной поддержки, наследственности, заканчивая возможностями родителей оплачивать образование ребенка и их связями на рынке труда. Но на каждой стадии жизни человека есть институт, который может выравнивать возможности. Сначала это система поддержки материнства и детства, затем – школа, позже – рыночные институты, особенно частный сектор, формирующий спрос на труд. И здесь у властей есть рычаги влияния. Например, содействовать интеграции молодых людей в рынок труда, стимулируя работодателей нанимать молодых сотрудников за счет налоговых вычетов или кредитов. Инвестиции в жилищное строительство могут способствовать созданию рабочих мест в неблагополучных районах и улучшить социальные условия. Еще один инструмент – справедливая налоговая политика: необходимо увеличивать прогрессивность налогов на имущество и наследство, советуют авторы доклада, а также поддерживать семьи с низкими доходами за счет налоговых пособий.

В России проблемы с мобильностью в образовании связаны с мотивацией людей его получать, говорит Овчарова. Если в развитых странах существует такое понятие, как «премия за образование» – т. е., получая высшее образование, человек знает, что его доходы будут намного выше, чем без образования, то в России люди без специального образования часто получают зарплату больше, чем те, кто его имеет, рассказывает она. Кроме того, на одного жителя 16–25 лет число мест в колледжах и университетах в развитых странах намного выше, чем в развивающихся, т. е. выше не только мотивация граждан, но и реальные возможности для их мобильности.

Проблемы есть и с жилищным вопросом – слабо развит рынок арендного жилья, нет социального жилья, говорит Овчарова, в результате если в развитых странах 95% работников готовы сменить место жительства, то в России – примерно 20%. Мало и достойных рабочих мест – не более 20% тех, за которыми стоит ехать, продолжает она.  

Но чем больше социальных лифтов, тем больше вероятность, что работник будет успешен, ­благосостояние его семьи станет расти, а значит, это будет способствовать и росту конкретной экономики, говорит Овчарова, пока же страна не меняет курс с элиты на экономически активное население – все лифты закрыты. Другие виды мобильности – например, смена одного места работы на другое в одном населенном пункте, переход из формальной эконо­мики в неформальную и из одного сектора экономики в другой – в России выше, чем во многих развитых странах, ­отмечает она.

Читать ещё
Preloader more