Аналитики ЦБ предложили помочь неэффективному бизнесу покинуть рынок

Это должно ускорить экономический рост
Вместо помощи слабым компаниям правительству лучше поддерживать новые компании, считают аналитики ЦБ /Андрей Гордеев

Для ускорения роста экономики нужно создавать условия, чтобы неэффективный бизнес покидал рынок, советуют аналитики Центробанка в бюллетене «О чем говорят тренды» (может не совпадать с официальной позицией регулятора). Весь рост совокупной факторной производительности российских компаний в 2009–2015 гг. обеспечили лишь 10% самых эффективных из них. Так происходит и в других странах – основной рост производительности обеспечивает небольшая доля самых эффективных компаний, пишут аналитики ЦБ. Но проблема России в том, что лидеры увеличивают выпуск и занимают все бо́льшую долю рынка, а аутсайдеры, становясь все меньше, его не покидают, указывают они. В итоге такой бизнес удерживает работников и капитал, тормозя производительность всей отрасли.

Отставать от лидеров рынка в зависимости от отрасли могут и уже вторые 10% компаний по эффективности, разрыв между двумя группами по темпам роста производительности «исключительно велик», пишут аналитики ЦБ. Самый большой – в добывающей промышленности: эффективные компании становятся еще эффективнее, а на показателях отрасли это почти не отражается. В обработке разрыв между 10% лучших и середняками сравнительно невелик, а в сфере услуг с 2008 г. эффективность даже у лучших компаний падает или стагнирует: разрыв между ними и аутсайдерами отрасли растет из-за более стремительного падения показателей последних. По мнению авторов, это может быть связано в том числе с девальвацией рубля в 2014–2015 гг., которая улучшила ситуацию в торгуемых секторах и ухудшила в услугах.

Выход – ускорять уход с рынка неэффективных компаний или же реструктурировать их, предлагают аналитики ЦБ. Упрощать процедуры банкротства, поддерживать не проблемные, а растущие предприятия, разрабатывать программы переквалификации и трудоустройства для людей, которые после закрытия неэффективных компаний лишатся работы, снижать барьеры для входа на рынок новых компаний, поддерживать малый и средний бизнес, советуют они.

Действия правительства пока скорее тактические: в августе 2017 г. Минэкономразвития запустило пилотную программу по повышению производительности труда более чем на 200 предприятиях в 16 регионах. Министерство рассчитывает повысить эффективность средних компаний с 5–10-летними планами развития за счет опыта предприятий-лидеров. Крупные и успешные компании владеют всеми необходимыми навыками и инструментами и могут передавать их средним компаниям, своим поставщикам, рассказывает помощник министра экономического развития Юлия Урожаева, как правило, они построили производственные системы мирового уровня, что позволило им в разы увеличить производительность. Большое внимание уделяется переобучению – работе на новом оборудовании, сбыту и продаже, а также подготовке управленцев, перечисляет она. Собственники и менеджеры не всегда понимают, что производительность предприятия низкая, у предприятий есть исторически сложившийся портфель заказов, многие из них работают на крупные компании. Кроме компаний обрабатывающей промышленности к программе подключат «проблемные» сельское хозяйство, строительство, транспорт и торговлю, перечисляет Урожаева.

Пилотный проект может лечь и в программу повышения производительности по всей стране, сообщал «Коммерсантъ». В понедельник ее рассматривал президиум Совета при президенте по приоритетным проектам. В программу планируется вовлечь до 10 000 средних и крупных предприятий в базовых несырьевых отраслях, заявил после заседания премьер Дмитрий Медведев (его цитирует ТАСС). Производительность некоторых из них премьер рассчитывает увеличить таким образом на 20%.

Разрыв между лидерами и всеми остальными в некоторых отраслях может объясняться вполне понятными процессами: например, в торговле уже около 15 лет крупные сети выдавливают с рынка небольшие компании, рассуждает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников. Еще одна причина – особенности географии России, продолжает он, есть удаленные, малые поселения и города, где отсталость консервируется и компания неторгуемого сектора оказывается депрессивной просто из-за привязки к депрессивному региону. Нужно не упрощать банкротство, а способствовать созданию новых, более эффективных бизнесов, считает Сальников. Идеи Минэкономразвития правильные, но их может быть недостаточно, рассуждает он, нужны крупные стратегические решения – например, совместные с другими странами программы продвижения продукции на внешние рынки.