Что мешает росту производительности

Плоды инноваций достаются крупным компаниям, выяснили экономисты
Одна из крупнейших строительных компаний мира Skanska и мебельный гигант Ikea с помощью инновационных подходов делают на заводе уже готовые комнаты (на фото); конкурентам трудно тягаться с ними/ Boklok

Со времен промышленной революции инновации распространялись среди компаний и отраслей, стимулируя экономику. Но рост производительности замедлился, и экономисты считают, что обнаружили объяснение: крупные компании повышают свою производительность, а другие нет и разница все увеличивается. Таким образом, выгоду из глобализации и новых технологий извлекают в основном титаны мировой экономики.

Когда это началось?

После кризиса 2008 г. производительность в США росла примерно на 1,2% в год. Это вдвое ниже, чем в 1970-е гг., и примерно втрое ниже, чем в первые десятилетия после Второй мировой войны. В Японии и Европе, особенно Великобритании и Италии, ситуация еще хуже.

Специалисты объясняли замедление роста производительности разными факторами – ультранизкими процентными ставками, снижением инновационной активности людей, отсталостью традиционных статистических методов, с помощью которых невозможно учесть выпуск в цифровую эпоху. Но большинство теорий не дают цельного объяснения. Поэтому специалисты обратили внимание на распространение инноваций. По данным ОЭСР, в развитых странах 5% наиболее эффективных производственных компаний повысили производительность на 33% в 2001–2013 гг., а лидеры из сферы услуг – на 44%. У остальных компаний она выросла всего на 7 и 5% соответственно. «Отстающие отстают все больше», – говорит экономист ОЭСР Дэн Эндрюс.

Это бьет по карману работников. Национальное бюро экономических исследований США обнаружило, что увеличение неравенства зарплат в стране после 1978 г. почти полностью объясняется разницей в оплате труда в разных компаниях, тогда как разница внутри компаний почти не изменилась.

Преимущества гигантов

Самые производительные компании обычно являются наиболее крупными. Глобализация позволяет им становиться еще больше, а некоторые специализированные нишевые фирмы получают крупный рынок. Для таких интернет-гигантов, как Amazon, Alphabet и Facebook, выгода от масштаба связана не только с пользователями по всему миру. Чем больше продавцов на платформе Amazon или пользователей у Facebook, тем более ценными становятся их сервисы для всех остальных.

Еще одно преимущество крупных компаний – они лучше защищают свои инновации. Половина всех заявок на технологические патенты, поступивших в Европейское патентное ведомство в 2011–2016 гг., были поданы 25 компаниями.

Масштаб позволяет также экспериментировать с новейшими технологиями. Пионеры технологий искусственного интеллекта, возможно, уже получили «неоспоримое преимущество» перед конкурентами, которым еще только предстоит перейти на эти технологии, говорилось в апрельском докладе McKinsey Global Institute.

Что пошло не так?

Раньше инновации в крупных компаниях приносили пользу всей экономике. Что же изменилось?

Некоторые экономисты считают, что корпорации могли переманить лучших менеджеров более высокой зарплатой. Согласно World Management Survey, корпоративное управление в менее крупных фирмах обычно хуже.

А автоматизация – палка о двух концах, предупреждают некоторые экономисты. Пока компании повышают производительность, заменяя рабочих машинами, нет гарантий, что эти люди найдут работу, на которой будут не менее продуктивны. «В стандартной модели, когда одна отрасль приходит в упадок, всех рабочих и машины можно занять более продуктивной деятельностью, – говорит профессор Кембриджского университета Ха-Цзунь Чан. – Но в реальности это не так».

Благодаря глобализации автоматизировать различные отрасли стало легче, но это означает, что теперь в них трудится гораздо меньше людей, чем 40 лет назад. Занятость могла сдвинуться в менее производительные области, такие как доставка еды на велосипеде или уборка офисов.

Большие против маленьких

В шведском городке Гульринген находится завод BoKlok совместного предприятия Skanska, одной из крупнейших строительных компаний мира, и мебельного гиганта IKEA. Оно использует инновационные подходы в строительстве доступного жилья: роботы делают на заводе уже готовые комнаты. Затем эти комнаты собираются, словно конструктор Lego. Как утверждает Skanska, это позволило сократить вдвое – до девяти месяцев – время возведения и отделки четырехэтажных многоквартирных домов и уменьшить издержки на 35%. Завод выпускает 1200 домов в год и намерен увеличить мощности на 50%. «Мы планируем значительно повысить автоматизацию, поскольку знаем, каким будет спрос», – отмечает директор по исследованиям и разработкам BoKlok Йеркер Лессинг.

В трех часах езды, в городке Хальстахаммар, находится менее крупная строительная фирма NCC. Она работает на внутреннем рынке и тоже пыталась автоматизировать производство. Но завод пришлось закрыть. «Сложно обеспечивать работу строительных заводов, имеющих высокие фиксированные расходы, если рынок нестабилен, как в Швеции», – говорит менеджер по развитию бизнеса NCC Мадлен Нобс.

Еще один пример – PwC, разработавшая программу, способную за несколько минут проанализировать тысячи страниц контрактов. У лондонской Abacus Consultancy с шестью сотрудниками есть доступ к аналогичной программе, но она платит разработчику, что сокращает выгоду от повышения производительности. Разработка собственного софта «невыгодна для такого небольшого бизнеса, как наш, потому что издержки слишком велики и мы не сможем гарантировать такую же защиту, как более крупные компании», отмечает менеджер Abacus Consultancy Пол Притчард.

В интересах крупнейших компаний способствовать распространению инноваций, многие отстающие – их поставщики, считает руководитель британского подразделения Siemens Юрген Майер: «Если наши цепочки поставок станут более эффективными, быстрыми и пунктуальными, это будет хорошо для всей экосистемы».

Перевел Алексей Невельский