Экономисты пока не ждут глобальной рецессии

Хотя в следующем году многое может пойти не так
Потребительские расходы в октябре выросли в США на 2,9% в годовом выражении, что лучше среднего показателя за последние четыре года/ Yiannis Kourtoglou / Reut

Испуганные нестабильностью на финансовых рынках инвесторы все больше опасаются возможной рецессии в развитых странах, и у них на то есть причины. Однако многие экономические тренды пока не указывают на ее приближение.

Фондовые индексы упали, а разница в доходностях между долгосрочными и краткосрочными казначейскими облигациями США (инверсия кривой) практически исчезла – оба этих явления были предвестниками прошлых рецессий. Нефть резко подешевела в связи со снижением мирового спроса и избытком предложения. В Германии, Италии и Японии наблюдалось снижение экономической активности в III квартале, замедляется китайская экономика. Кроме того, США еще не уладили торговые конфликты с Китаем и Евросоюзом, а Великобритании грозит неопределенность из-за Brexit.

Но результаты исследования UBS Securities не так пессимистичны. Специалисты UBS изучили 120 рецессий в 40 разных странах за последние 40 лет с целью выяснить, как вела себя их экономика до начала спада. Например, какими были потребительские расходы, цены на недвижимость, кредитование, импорт, производительность труда и занятость.

«Мы обнаружили, что [нынешние] экономические тренды в США, Японии и еврозоне абсолютно не соответствуют какой-либо рецессии, произошедшей после 1980 г.», – написали авторы исследования Пьер Лафуркад и Аренд Каптейн.

Как отметил Каптейн, их модель указывает на резкое замедление роста мировой экономики, но не на конец делового цикла. Например, перед экономическим спадом обычно наблюдается замедление роста производительности и потребительских затрат. Но в США эти показатели улучшились. Потребительские расходы в октябре выросли на 2,9% в годовом выражении с поправкой на инфляцию, что лучше среднего показателя за последние четыре года. Увеличение производительности труда во II и III кварталах было одним из самых сильных со времен окончания предыдущей рецессии. В Японии же стабильно растет занятость, а в еврозоне – инвестиции.

В странах же, где наблюдаются признаки возможной рецессии, на это есть специфические причины. Так, спор правительства Италии с ЕС по поводу бюджета напугал инвесторов, из-за чего стоимость займов для итальянских властей и компаний выросла. По мнению экономистов, сейчас есть риск сокращения ВВП Италии второй квартал подряд, что будет означать техническую рецессию. В свою очередь, Банк Англии предупредил, что выход Великобритании из ЕС без торгового соглашения с блоком может привести к экономическому спаду в стране в 2019 г. Но в других странах нет таких угроз экономике, если только не начнется глобальная торговая война.

Экономисты JPMorgan Chase пришли к похожим выводам. Они построили несколько моделей, предупреждающих о риске наступления рецессии. В первой используются только экономические данные, и, согласно этой модели, вероятность рецессии в США в следующие 12 месяцев равна 21%. Таким образом, за последние несколько месяцев риск увеличился, но он по-прежнему ниже, чем в 2016 г. Во второй модели учитывается также ситуация на финансовых рынках, в частности, изменение котировок акций и доходностей долгосрочных казначейских облигаций. Она оценивает вероятность рецессии в 36%.

Как отмечает главный экономист JPMorgan Брюс Кэсман, некоторые индикаторы, хорошо предсказывающие рецессию, например изменение нормы прибыли компаний, в этом году, наоборот, улучшились. «Нет никаких сомнений, что экономика сейчас замедляется, но непохоже, чтобы ситуация в ней кардинально ухудшилась», – говорит он. По мнению Кэсмана, гораздо выше вероятность наступления рецессии через 3–4 года, и сейчас рынки, возможно, реагируют на этот риск.

Еще одним примером несоответствия между экономическими данными и ситуацией на рынках стал пятничный доклад министерства труда США. Он показал, что в ноябре было создано 155 000 рабочих мест, а с начала 2018 г. – 2,268 млн. Это уже лучше, чем за весь 2017 г., однако фондовые индексы после публикации доклада снизились.

Нынешний цикл экономического роста в США, начавшийся после мирового финансового кризиса, в июле станет самым долгим в истории. Но это не означает, что он должен закончиться. Например, в Австралии экономический рост длится уже четверть века. Рост прекращается, когда что-то идет не так – инфляция становится слишком высокой, лопается пузырь на рынке недвижимости или центробанк чересчур повышает процентные ставки. В следующем году многое в мировой экономике может пойти не так, например, торговые конфликты перерастут в новую холодную войну. Но экономические данные пока на это не указывают.

Перевел Алексей Невельский