Британская экономика оказалась в подвешенном состоянии

Туман неопределенности вокруг Brexit затормозил рост бизнес-инвестиций и ВВП
До наступления официальной даты выхода Великобритании из Евросоюза осталось чуть более полутора месяцев/ Toby Melville / REUTERS

Рост британской экономики в 2018 г. составил 1,4%, сообщила в понедельник Национальная статистическая служба: «Такие низкие темпы роста наблюдались в 2012 г., а более низкие – в 2009 г.». Инвестиции компаний падают четвертый квартал подряд, многие стали готовиться к жесткому Brexit, а о британских проблемах впервые в сильных выражениях заговорили не только европейские, но и американские корпорации.

В этом году ситуация может осложниться еще больше – до официального Brexit осталось немногим более полутора месяцев. В случае выхода Великобритании из ЕС без договора с Брюсселем в торговых отношениях между ней и другими странами в силу вступят импортные пошлины, определяемые правилами ВТО. В этом случае экономика в 2019 г. может пережить спад, предупреждает Банк Англии. Обещания заключить двусторонние соглашения о свободе торговли со многими странами, которые сторонники Brexit щедро раздавали перед референдумом 2016 г., пока не выполнены. Хотя в понедельник Великобритания заключила такое соглашение со Швейцарией, достичь договоренностей с подавляющим большинством торговых партнеров, в том числе крупнейших, пока не удалось.

Бизнес нажал на тормоза

Ситуация в британской экономике стала все быстрее осложняться к концу года из-за сохранявшейся неопределенности: премьер-министр Тереза Мэй согласовала условия Brexit лишь в конце ноября, хотела вынести свой план на одобрение парламента в декабре, но перенесла голосование на январь из-за угрозы провала (план был отвергнут уже в новом году). В итоге в IV квартале ВВП вырос лишь на 0,2% по отношению к III кварталу, когда он прибавил 0,6%. А в декабре ВВП и вовсе сократился на 0,4%.

«Сегодняшние данные четко показывают, что неопределенность с Brexit оказывает депрессивное воздействие на экономику», а из декабрьских показателей видно, что «бизнес давит на тормоза во всем, за исключением наиболее существенных расходов», комментирует Сэмюел Томз, экономист по Великобритании Pantheon Macroeconomics (цитата по Financial Times). Это подтверждается падением капиталовложений в течение четырех кварталов подряд и их снижением в IV квартале на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., добавляет Пол Дэйлз из Capital Economics. «Неопределенность из-за Brexit уже нанесла огромный ущерб производству, инвестициям и рабочим местам», – заявил Майк Хоз, гендиректор Общества производителей и продавцов автомобилей, по оценке которого зарубежные инвестиции в британскую автопромышленность сократились в 2018 г. почти вдвое до 588,6 млн фунтов ($761,8 млрд).

Томз полагает, что страна сможет избежать рецессии в этом году благодаря высоким расходам домохозяйств: их доходы растут быстрее, чем в прошлом году, из-за рекордной занятости и повышения зарплат.

Негативное влияние

Некоторые крупные компании, особенно финансовые, начали готовиться к Brexit еще в 2017 г., однако многие спохватились лишь в конце 2018 г. По данным опроса более 200 британских фирм, проведенных Банком Англии, половина реализует планы на случай, если после 29 марта не будет никакого переходного периода.

Проблемы могут возникнуть и у американских компаний, следует из их отчетности, опубликованной в последние недели. Низкий курс фунта после Brexit «может отрицательно повлиять на способность британского правительства приобретать нашу продукцию», предупредил производитель вооружений Lockheed Martin. Онлайн-компания по организации путешествий Expedia сообщила, что Brexit может оказать «существенное и негативное влияние» на ее бизнес. Производитель продуктов питания Mondelez предостерегла: «В случае жесткого Brexit разрывы в нашей цепочке поставок, введение тарифов и девальвация в Великобритании могут оказать существенное влияние на нашу консолидированную выручку, прибыль и денежный поток».

С Фарерскими островами, но без США и Японии

Чтобы избежать негативного воздействия импортных пошлин, британские власти обещали договориться о свободной торговле с другими странами. Подписанное в понедельник соглашение со Швейцарией позволит британским экспортерам автомобилей избежать после Brexit пошлин на сумму до 8 млн фунтов в год, экспортерам алюминия – до 4 млн фунтов, драгоценных камней и металлов – до 4 млн фунтов, сообщило министерство торговли. В 2017 г. товарооборот между странами превысил 32 млрд фунтов. Однако сейчас в рамках 40 договоров с ЕС у Великобритании установлен режим свободной торговли с 71 страной. Пока помимо Швейцарии она смогла договориться о его сохранении с Фарерскими островами, Израилем, Чили и несколькими другими странами Южной Америки. В январе министр торговли Лайам Фокс пожаловался, что, несмотря на предложения Великобритании, другие страны не хотят готовиться к жесткому Brexit и договариваться с ней.

Ожидать оживления экономической активности в ближайшее время не стоит, считает Джон Хоксуорт, главный экономист PwC (цитата по FT): «Первые данные говорят, что рост в январе остается очень вялым. Это позволяет предположить дальнейшее замедление роста в I квартале, поскольку компании откладывают крупные инвестиции, пока туман неопределенности вокруг Brexit не рассеется».