ЦБ в третий раз не стал менять ключевую ставку

Но допустил ее снижение уже в июне
ЦБ предсказуемо не стал менять ключевую ставку/ Андрей Гордеев / Ведомости

Совет директоров ЦБ на заседании в пятницу оставил ключевую ставку на уровне 7,75%, но допустил ее снижение уже на следующем заседании в июне.

В марте годовая инфляция прошла локальный пик (5,3%), а в апреле начала замедляться, пишет ЦБ: по данным на 22 апреля – до 5,1%. И сейчас темпы роста цен ниже прогнозных. Двух повышений ключевой ставки – по 25 б. п. в сентябре и декабре 2018 г. – оказалось достаточно, чтобы ограничить краткосрочные инфляционные риски, считает ЦБ, а другие возможные риски из-за повышения НДС оценивает как незначительные. Рост цен также сдерживается слабым ростом потребительского спроса, укреплением рубля с начала года на 7,4% и замораживанием цен на бензин. К целевым для ЦБ 4% годовая инфляция вернется в первой половине 2020 г., прогнозирует он.

Ключевых рисков ускорения инфляции, по версии ЦБ, остается два. Инфляционные ожидания населения, в марте снизившиеся до 9,1% с 10,1% месяцем ранее, в апреле снова немного возросли и остаются повышенными. Сохраняются и внешние риски: замедления роста мировой экономики, геополитические, предложения на рынке нефти. Если ситуация будет развиваться в соответствии с базовым прогнозом ЦБ, он может снизить ставку во II–III кварталах 2019 г.

Похоже, ЦБ уверен, что отныне инфляция будет замедляться, пишет главный экономист Российского фонда прямых инвестиций Дмитрий Полевой: регулятор объявил о более раннем снижении ключевой ставки, чем ожидало большинство экспертов. «Мне кажется, не только я, но и многие участники рынка не ждали столь прямолинейного заявления о возможности снижения ставки уже на июньском заседании», – удивляется директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. Подталкивать ЦБ к такому решению может внутри-экономическая ситуация, полагает он: инфляция ниже прогноза, рубль растет «наперекор общим трендам», нефть дорожает, рост реальных зарплат остановился, внутренний спрос крайне слабый, к тому же ожидается неплохой урожай. Главные причины намерения ЦБ скорее снизить ставку – слабый результат экономики в I квартале 2019 г. с нулевым ростом зарплат в феврале – марте и слабым ростом обрабатывающей промышленности, поддерживает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Если рост ВВП в апреле – мае будет слабым, снижение ключевой ставки до 7,5% уже в июне очень вероятно, отмечает она. Этого также ждут и Тремасов, и главный экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков. Если внешний фон останется стабильным, годовая инфляция в I квартале 2020 г. может оказаться даже ниже 4%, прогнозирует Исаков. Он тоже обращает внимание, что в пресс-релизе ЦБ нет прогноза по инфляции на 2019 г. В марте регулятор признал, что инфляция после повышения НДС оказалась ниже ожидаемой, и снизил прогноз до 4,7–5,2% с 5–5,5%. Отсутствие ссылки на этот прогноз может говорить о том, что ЦБ уже сегодня может считать его несколько завышенным и не принимать как базовый, рассуждает Исаков, в июне он может вновь снизить прогноз до 4,2–4,7%.

В ближайшие месяцы правительство должно решить, продлевать ли замораживание цен на бензин, что обойдется примерно в 200 млрд руб. из фонда национального благосостояния в 2019 г., напоминает Орлова: если выплату этой суммы переложить на население, повысив -цены, годовая инфляция ускорится на 0,4 п. п. Кроме того, премьер Дмитрий Медведев поручил представить предложения о снижении НДС на некоторые продукты питания – плоды и ягоды. Если овощи и фрукты облагать НДС по 10%-ной ставке, годовая инфляция замедлится примерно на 0,4 п. п., оценивает Орлова. Оба этих решения правительства определят, как быстро ЦБ будет снижать ставку в этом году.

Если правительство продлит замораживание цен на бензин до конца года, потребительский спрос останется слабым и не последует ужесточения -антироссийских санкций, годовая инфляция к концу года замедлится до 4,6%, а ЦБ сможет снизить ставку в сентябре и декабре – до 7,25%, осторожен главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Снижение ставки в июне, по его мнению, оптимистичный сценарий: во II–III кварталах рубль лишится сезонной поддержки платежного баланса и ослабнет – курс будет в диапазоне 65–67 руб./$, к тому же отношение инвесторов к рискам развивающихся стран быстро меняется и сохраняется внешнеполитическая неопределенность, связанная с Венесуэлой и Украиной.

Ключевыми рисками для ЦБ сейчас будут именно внешние, в том числе ситуация на разви-вающихся рынках, отмечает главный экономист «Нордеа банка» Татьяна Евдокимова: если на глобальных финансовых рынках сохранится относительная стабильность, а инфляционные ожидания продолжат снижаться, ЦБ будет готов снизить ставку в июне. Однако неопределенность, связанная с санкциями и ситуацией на развивающихся рынках, слишком велика, скептичен Тремасов.