Статья опубликована в № 4834 от 17.06.2019 под заголовком: Китай связал лица и кошельки граждан

Почему Китай лидирует в технологии распознавания лиц

Местные компании уже применяют ее в сфере финансов и платежей

Китайские компании активно внедряют технологию распознавания лиц в финансовых областях. У них есть определенное преимущество по сравнению с конкурентами из других стран – в Китае не стоит вопрос о защите персональных данных

Правда написана на лице

Финансовый гигант Ping An начал использовать собственную технологию распознавания лиц еще в 2016 г. в подразделении потребительского кредитования. Технология улавливает еле заметные непроизвольные движения лица, позволяя выявлять мошенников и сокращать убытки от выдачи кредитов. Технологию стали использовать и банки, тем более что она позволяет выдавать займы там, где у них нет отделений.

При выдаче крупных кредитов Ping An просит заемщиков пройти онлайн-видеоинтервью длительностью 10–15 мин. Компания записывает и анализирует ответы, пытаясь выявить признаки подозрительного поведения. В январе Ping An сообщала, что с помощью этой технологии уже выдала займы более чем на 500 млрд юаней ($72,3 млрд), сократив среднее время одобрения кредитов с пяти дней до двух часов.

В основном Ping An использует технологию для идентификации, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Когда клиенты обращаются к ней в первый раз, компания требует предоставить удостоверение личности с фотографией и снимает их лица, прося совершить некоторые движения – открыть рот или поморгать. Затем клиенты могут приобретать страховые продукты онлайн, сканируя лицо смартфоном, или связываться с агентами Ping An по видеосвязи.

Технология также помогает Ping An оценить состояние здоровья. Сканирование лица позволяет оценить индекс массы тела человека и понять, обладает он избыточным или недостаточным весом. В зависимости от результата клиент может получить скидку на полис, предполагающий выплату до 1 млн юаней ($145 000) в случае тяжелого заболевания. В Китае очень популярна физиогномика, т. е. определение по лицу и его выражению типа личности, душевных качеств, состояния здоровья человека, отмечает издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money Йон Триси.

Новый способ безналичных расчетов

Китайские компании еще несколько лет назад популяризировали платежи с помощью смартфонов, но этот метод уже уходит в прошлое – люди расплачиваются лицами. В апреле жена Триси, китаянка (они живут в США), посещала родственников в Гуанчжоу, и кассир в местном магазине 7-Eleven предложил ей скидку в 10 юаней, если она сфотографируется. «Не успела она ответить, как он уже сделал снимок. На следующий день она, сама того не желая, расплатилась в другом магазине своим лицом – кассир сам списал деньги», – рассказал Триси.

В открытом доступе

Microsoft недавно удалил из интернета базу данных более чем на 10 млн лиц, которая с 2016 г. использовалась в том числе военными и компаниями для работ в области распознавания лиц. Компания называла MS Celeb крупнейшей в мире публично доступной базой данных лиц; изображения были взяты почти у 100 000 человек без их ведома из интернета по условиям лицензии Creative Commons (можно использовать изображения без разрешения). «Сайт был предназначен для научных целей. Им управлял сотрудник, который более не работает в Microsoft», – сообщила Microsoft в начале июня в ответ на запрос Financial Times.

Свои базы, использовавшиеся для исследовательских целей, также удалили из общего доступа Стэнфордский университет и Университет Дьюка. База Стэнфорда состояла из изображений посетителей кафе Brainwash в Сан-Франциско, сделанных камерой наблюдения. Существование этих и десятка других баз обнаружил берлинский исследователь Адам Харви, писала Financial Times. Базой MS Celeb пользовались в том числе коммерческие организации, включая IBM, Panasonic, Alibaba, Nvidia, Hitachi, а также китайские компании Sensetime и Megvii, которые, в частности, поставляют оборудование для властей Синьцзян-Уйгурского района. Там, как сообщали Human Rights Watch, газета The New York Times и издание «Медуза», ведется тотальная видеослежка за местным мусульманским населением, а сотни тысяч жителей помещены в лагеря. 

СвернутьПрочитать полный текст

Ant Financial Services и Tencent, которым принадлежат, соответственно, платежные системы Alipay и WeChat Pay (на них приходится около 90% китайского рынка мобильных платежей, в 2018 г. составившего $23,16 млрд), устанавливают по всей стране экраны, сканирующие лица покупателей. Они утверждают, что это сделает процесс оплаты быстрее и эффективнее, но по желанию потребителя можно сканировать и QR-код на экране смартфона, пишет WSJ. В апреле Ant представила более компактную систему размером с iPad Mini стоимостью 1999 юаней (около $290), примерно втрое дешевле предыдущей. Компании берут с ритейлеров небольшую комиссию с транзакций.

Аппараты Ant и Tencent для сканирования лиц уже можно увидеть на вендинговых автоматах, в ресторанах (в частности, KFC), продуктовых магазинах и больницах, пишет WSJ. По словам директора по информационным технологиям сети булочных Wedome Ху Бо, более 70% посетителей предпочитают расплачиваться, сканируя лицо.

Почему именно Китай

Технология распознавания лиц стала частью повседневной жизни в Китае, поскольку страна не уделяет столько внимания конфиденциальности данных, сколько Запад. Власти используют технологию распознавания лиц для наблюдения за улицами, станциями метро, аэропортами и другими общественными местами. «В Китае распознавание лиц достигло довольно хорошего уровня развития и, вероятно, станет стандартным способом для совершения безналичных расчетов в будущем», – считает аналитик Suning Financial Research Institute Чжэн Цинчжэн (цитата по WSJ).

Ant, Tencent и Alibaba инвестируют в местные компании, занимающиеся этой технологией, например Megvii и SenseTime. Также китайские компании приобретают технологии распознавания лиц за границей. Так, в 2016 г. Ant купила американскую EyeVerify, которую затем переименовала в Zoloz. В начале июня стало известно, что Huawei приобрела патенты и часть команды разработчиков российской компании «Вокорд».

Согласно опросу Платежной и клиринговой ассоциации Китая, более 85% людей, использующих мобильные платежи, готовы совершать транзакции, сканируя лицо или отпечатки пальцев. Хотя более 70% респондентов признались, что беспокоятся по поводу безопасности данных. Некоторым процесс кажется сложным и медленным, если камера не может отсканировать лицо с первого раза. Но многие довольны. «Это очень удобно, – приводит WSJ слова студента Ван Хаовэя. – Можно не беспокоиться, что не сможешь расплатиться смартфоном, если заряд батареи низкий».

«У нас на Западе идет серьезная дискуссия о конфиденциальности данных и какой доступ к ним должны получать корпорации. В Китае такой дискуссии нет в принципе. Вне зависимости от того, кто собрал ваши данные – любые, от паролей и отпечатков пальцев до черт лица, истории просмотра в браузере, истории поездок и контактов в социальных медиа, – все они попадают к правительству», – указывает Триси. И используются для контроля за населением, подавления в зародыше любых видов недовольства и протеста, а в финансовой сфере – для контроля за движением капитала, добавляет он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more