Экономика Китая растет самыми низкими темпами с 1992 года

Но некоторые считают такой результат хорошим в условиях торговой войны
Потребители поддержали китайскую экономику/ Andy Wong / AP

ВВП во II квартале вырос на 6,2%; это самый низкий показатель с 1992 г., когда Национальное бюро статистики Китая начало публиковать поквартальные данные. Кварталом ранее рост составил 6,4%, в прошлом году – 6,6%. Самым слабым местом в экономике оказался экспорт, сократившийся в июне на 1,3% в годовом исчислении, – начали сказываться обострение торговых противоречий между Вашингтоном и Пекином и перевод компаниями производства из Китая в другие страны.

Однако темпы роста упали не так сильно, как могли бы в отсутствие стимулов со стороны правительства. В июне наметилось оживление в инфраструктурном и производственном секторах. В первом инвестиции выросли на 5,8% в годовом исчислении после роста на 5,6% в мае, промышленное производство увеличилось на 6,3% против 5,3% месяцем ранее.

Снижение в начале года подоходного налога и других платежей поддержало потребительские расходы. Розничные продажи выросли на 9,8% в июне против 8,6% месяцем ранее. Показатель выглядит воодушевляюще, но за ним, похоже, скрывается возросшее беспокойство китайцев относительно устойчивости заработка и сохранности рабочих мест, отмечает Айрис Пан, экономист ING по Китаю. Люди стали меньше ездить в другие страны, о чем, в частности, свидетельствует падение расходов на товары, обычно покупаемые за рубежом, – зато китайцы теперь покупают их дома, указывает Пан. Так, расходы на косметику, которая обычно приобретается в магазинах дьюти-фри в аэропортах, выросли в июне в Китае на 22,5%. «Мы ожидаем, что розничные продажи в Китае продолжат расти хорошими темпами, пусть и по неправильным причинам», – пишет Пан в отчете.

«Экономический рост Китая все в большей степени зависит от внутреннего спроса, особенно потребления», – заявил представитель статистического бюро Мао Шэн-Ён. «Показатели роста доходов и потребительских расходов хорошие, и это наблюдается весь год. Китайские потребители не паникуют из-за трений с [президентом Дональдом] Трампом», – считает Энди Ротман, стратег по инвестициям Matthews Asia.

Хорошие показатели на внутреннем рынке подкрепляют заявления правительства Китая, что ситуация в экономике достаточно стабильна, чтобы перенести длительную торговую войну с США, отмечает Чжоу Хао, аналитик Commerzbank: «Обе стороны продемонстрировали свою силу: США показали сильный рост экономики, а Китай – сильный контроль за ней».

Тем не менее некоторые аналитики считают, что улучшение показателей, отмеченное в июне, долго не продлится, и Пекину в этом году придется применять дополнительные стимулы для экономики. «Мы ожидаем значительного усиления поддержки примерно в IV квартале, когда руководители страны снова сделают темпы экономического роста главным приоритетом. Они могут снизить процентные ставки, чтобы поддержать сектор недвижимости, смягчить регулирование для увеличения инфраструктурных инвестиций и принять меры для стимулирования покупок потребительских товаров длительного пользования – таких, как автомобили и бытовая техника», – пишет в отчете Ларри Ху, экономист банка Macquarie.

В более долгосрочной перспективе давление на экономику может оказать уход с китайского рынка иностранных производителей, которые за счет перевода предприятий в другие страны пытаются избежать американских пошлин на импорт товаров из Китая. Среди таких американских компаний – производители обуви Crocs и камер GoPro, iRobot, выпускающая пылесосы Roomba, и изготовитель мебели Lovesac, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Apple тоже рассматривает возможность переноса конечной сборки некоторых своих устройств из Китая.

Lovesac еще в начале года делала в Китае 75% своей мебели, теперь эта доля сократилась примерно до 60%. «Мы очень активно переносим производство во Вьетнам», – сказал WSJ гендиректор Шон Нельсон. Он планирует полностью уйти из Китая к концу следующего года. Руководители компаний особенно сильно озаботились перемещением производств после того, как Трамп в мае повысил пошлины на китайские товары с 10 до 25%. И обычно они не намерены возвращаться, потому что затраты на обустройство на новом месте высоки. «Если ушел, то назад уже не вернешься», – говорит Нельсон.

По данным министерства торговли США, импорт из Китая сократился на 12% за год по май по сравнению с аналогичным периодом годом ранее; это самое значительное падение со времен финансового кризиса 2008–2009 гг. При этом импорт, например, из Вьетнама, который стал главным бенефициаром американо-китайской торговой войны, по прогнозу A. T. Kearney, вырастет в этом году на 36% до $64,8 млрд.

Но далеко не все компании готовы уходить из Китая. Очень трудно найти в других странах возможность для такого же качественного и конкурентоспособного производства, как в Китае, сказал аналитикам в июне Рэндалл Честнат, гендиректор Crown Crafts. Компания проанализировала около полудюжины стран и решила оставить производство детских одеял в Китае.