Каким будет новое десятилетие

В 2020-е годы произойдет слом долгосрочных мегатрендов
Emilio Morenatti / AP

В заканчивающемся десятилетии было немало переломных моментов, возникли новые тенденции и технологии – от имущественного неравенства и изменения климата, осознанных как экзистенциальные проблемы, до электромобилей, автоматизации, искусственного интеллекта и криптовалют. В наступающем десятилетии эти зародившиеся тренды могут оформиться и стать частью нашей жизни, изменив ее; для решения наиболее острых проблем могут быть найдены новые подходы; какие-то тенденции могут радикально измениться – например, в макроэкономике десятилетия замедляющейся инфляции могут смениться ее ускорением.

«Мы вступаем в новое десятилетие с самыми низкими процентными ставками за 5000 лет, крупнейшим пузырем на рынке активов в истории, нагревающейся планетой и дефляционными силами в области долга, технологических перемен и демографии. В конце 2020-х гг. в мире будет почти на 1 млрд человек больше, быстро стареющее население, 800 млн будет грозить потеря работы из-за автоматизации, окружающая среда окажется на грани катастрофических изменений, – пишут аналитики Bank of America (BofA). – В то же время, к интернету подключатся еще 3 млрд человек, а объем знаний в мире в разы превысит сегодняшний».

Новое десятилетие во многом будет переломным, считают аналитики банка: достигнут пиков глобализация, имущественное неравенство, демография, потребление нефти, авторынок и др. (см. врез).

На острие экономического развития

Примером использования недавнего прошлого для прогнозирования будущего могут служить кадры из снятого в 1981 г. фильма «Бегущий по лезвию». Они экстраполируют мощь новой на тот момент экономической державы, Японии, в 2019 г., когда происходит действие: кульминационная сцена противостояния героя Харрисона Форда с репликантом проходит в Лос-Анджелесе на фоне гигантской рекламы японского бренда TDK, а на руке Форда видны электронные часы Casio. Но в реальном 2019 г. если какую страну и можно считать новой экономической державой, так это Китай, которого в 1981 г. даже не было на мировой экономической карте.

История полна несбывшихся предсказаний «на предстоящее десятилетие», предостерегает Джим Рейд, глобальный руководитель подразделения фундаментальной кредитной стратегии и тематических исследований Deutsche Bank. В 1970-е гг. некоторые ожидали, что золото лишится стоимости в эпоху необеспеченных бумажных (фиатных) денег; в 1980-е большинство полагало, что кварцевые часы полностью заменят механические; в 1990-е многие издатели отвергли рукопись «Гарри Поттера», а в 2000-е поклонники интернета утверждали, что удаленная работа убьет офисную, перечисляет Рейд. Проблема таких предсказаний в том, по его мнению, что они либо настолько экстравагантны, что в них сложно увидеть связь между настоящим и будущим, либо экстраполируют имеющиеся тренды.

С другой стороны, Артур Кларк писал: «Если мы что и узнали из истории изобретений и открытий, так это то, что в долгосрочной перспективе, а зачастую и в краткосрочной, самые смелые пророчества оказываются до смешного консервативными».

«Ведомости» публикуют серию статей с анализом возможных кардинальных изменений в ряде областей, таких как: денежная система; формирование новой модели капитализма; постепенная замена ископаемого топлива возобновляемой энергетикой, в том числе за счет развития электротранспорта; макроэкономика, денежная и фискальная политика. Читайте следующие статьи серии в ближайшие дни.

Смена мегатрендов в 2020-е гг.

Пик глобализации: конец неограниченного перемещения товаров, капиталов и труда по миру
Пик неравенства: формирование морального капитализма; борьба с уходом от налогов; масштабные фискальные меры
Пик молодости: количество пожилых (65 лет и старше) впервые превысило число детей в возрасте до 5 лет, население Земли стареет
Пик нефти: мировой спрос на нефть впервые перестает расти, переход от ископаемого топлива к возобновляемой энергетике и электромобилям
Пик авторынка: начинает снижаться общее число машин с дизельным двигателем внутреннего сгорания на дорогах
Пик потребления: останавливается демонстративное потребление в развитых странах, идет переход от собственности к безотходной экономике и экономике совместного пользования
Источник: Bank of America

Цифровые валюты центробанков

Бурное развитие финансово-технологической отрасли и пузырь на рынке криптовалют в 2017 г. породили огромный интерес к цифровым деньгам. Представленный в 2019 г. проект криптовалюты Libra от Facebook заставил правительства и центробанки всерьез задуматься о появлении не подконтрольных им денежных масс. Центробанки всерьез занялись созданием собственных цифровых валют, функционал которых будет противоположен идее анонимности, распределенности и неподконтрольности, которая лежала в основе технологии блокчейн и первых криптовалют, таких как биткойн. Переход на цифру может убить пластиковые карты и часть банковского бизнеса.

Самое главное, что будет происходить в ближайшие 10 лет в этой области, – замена криптовалют цифровыми валютами центробанков, считает Сергей Гуриев, профессор экономики SciencesPo и бывший главный экономист ЕБРР: «Вместо биткойна будут электронная крона, рубль, фунт. В конце концов вместо наличных денег у граждан будут счета в ЦБ».

Это решит несколько проблем, отмечает Гуриев. Улучшится трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики (воздействие решений ЦБ на экономику и ценовую динамику): изменяя ставку по счетам граждан, центробанки смогут регулировать денежную массу. А главное, полностью решится проблема банковской паники: у обычных банков не будет денег населения, и банковская система станет более устойчивой, отпадет необходимость в системе страхования вкладов.

Тут, правда, возникнут новые проблемы, отмечают аналитики Deutsche Bank: переход на полностью цифровую платформу потребует от финансовой системы и госструктур обеспечить защиту от потерь данных, кибератак, отключений электричества. В 1989 г. Квебек на девять часов погрузился во тьму из-за вспышки на солнце, напоминают в банке. Но в случае проблем вы сможете получить деньги назад, потому что «центробанк – это не какая-то криптобиржа», отмечает Гуриев.

В 2019 г. Народный банк Китая (НБК) заявил о намерении заменить наличность собственной цифровой валютой. Подробностей пока нет, но, похоже, единственными ее эмитентами будут НБК и коммерческие банки, и НБК создаст все электронные кошельки, отмечают в Deutsche Bank: «Скорее всего, при поддержке правительства китайцы быстро перейдут на цифровую валюту».

Недавно с предложением ввести цифровую валюту, которая будет законным средством платежа и регулироваться центробанком, выступила экономическая комиссия при правительстве Индии. Разработкой цифровой валюты занимается и Банк России.

С переходом на «цифру» связано и стремительное развитие систем безналичных платежей. В Китае цифровые кошельки уже являются главным средством платежа. И в то время как в Европе, США и России расплата смартфонами только набирает популярность, в Китае люди уже переходят к расплате лицом. Издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money Йон Триси рассказывал, как его жене китаянке (они живут в США) в апреле 2019 г. кассир в магазине в Гуанчжоу предложил скидку, если она сфотографируется: «Не успела она ответить, как он уже сделал снимок. На следующий день она, сама того не желая, расплатилась в другом магазине своим лицом – кассир сам списал деньги». Все это означает, что отказ от пластиковых карт – лишь вопрос времени, считают аналитики Deutsche Bank (хотя наличные не пропадут, многим они важны для отслеживания расходов, сбережений и анонимных операций).

Многие центробанки, и Россия не исключение, экспериментируют с системами быстрых платежей, которые становятся инфраструктурой, создающей равные условия игры для маленьких и больших банков, рассуждает Гуриев. Новые виды платежных систем, в том числе от финтех-компаний, и цифровые валюты центробанков фактически уничтожают расчетный бизнес коммерческих банков.

Дальше всех по пути введения цифровой валюты прошел ЦБ Швеции, где наличность уже почти вышла из оборота, но и он не спешит, нужен переходный период, чтобы банки смогли подготовиться, резюмирует Гуриев.

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ: