МВФ и Всемирному банку придется спасать развивающиеся страны

Более 150 стран обратились к ним за помощью из-за вызванного пандемией кризиса
Dado Ruvic / REUTERS

Парализовавшая мир пандемия коронавируса наносит удар по экономике развивающихся стран. Многие уже обращаются за помощью к Международному валютному фонду (МВФ) и Всемирному банку. Это станет испытанием и для самих организаций, призванных поддерживать стабильность мировой экономики.

Кризис не знает границ

Запросы к МВФ поступили уже от более 90 государств, а к Всемирному банку – как минимум от 60, пишет The Wall Street Journal. Вместе они готовы выделить на поддержку экономики пострадавших от пандемии стран до $1,2 трлн. Но некоторые специалисты сомневаются, что МВФ и Всемирный банк смогут достаточно быстро справиться с таким огромным наплывом заявок. «Это как больницы, которые могут принять определенное количество пациентов с COVID-19, но не всех сразу», – приводит издание слова бывшего главного экономиста МВФ Кеннета Рогоффа.

Обычно на согласование условий программ в международных организациях уходят месяцы. Но сейчас их представители не могут ездить на переговоры в другие страны. Также их специалисты вынуждены работать из дома после того, как у одного из сотрудников МВФ был обнаружен коронавирус. Но аналитики считают, что в нынешней ситуации МВФ и Всемирный банк будут предъявлять меньше требований к заемщикам.

С 16 по 17 апреля состоится традиционный полугодовой саммит МВФ и Всемирного банка – на этот раз в формате видеоконференций. Главной темой станут как раз вызванные пандемией экономические проблемы.

Еще в начале года МВФ прогнозировал, что доходы на душу населения вырастут в 160 странах, но теперь ожидает их снижение в 170, отметила директор-распорядитель фонда Кристалина Георгиева. «Мы ожидаем самого тяжелого экономического кризиса со времен Великой депрессии, – заявила она в начале апреля. – Это касается и развитых, и развивающихся стран. Кризис не знает границ».

Рост бедности

Его результатом может стать сильный рост бедности в мире, предупредила международная благотворительная организация Oxfam. По ее оценкам, при наихудшем сценарии – сокращении доходов на 20% – количество людей, живущих за чертой бедности (менее чем на $5,5 в день), вырастет на 548 млн примерно до 4 млрд человек, а живущих в крайней нищете (менее чем на $1,9 в день) – на 434 млн до 1,2 млрд человек. «У наиболее бедных людей нет возможности временно не работать или запастись продуктами», – говорится в докладе Oxfam.

Для смягчения последствий кризиса она предложила ряд мер, среди которых увеличение помощи со стороны МВФ и амнистия долга. В свою очередь фонд и Всемирный банк еще в конце марта призвали страны-кредиторы облегчить долговое бремя беднейших стран, разрешив им приостановить выплаты по двусторонним кредитам. Усилия МВФ и Всемирного банка необходимо поддержать, введя мораторий на погашение долга развивающимися странами и обеспечив их поддержку со стороны развитых стран на втором этапе борьбы с кризисом, полагает Саадия Захиди, управляющий директор Всемирного экономического форума в Давосе.

По словам Георгиевой, МВФ уже удвоил до $100 млрд размер средств, доступных бедным странам по двум программам экстренного финансирования. Они позволяют брать займы по ставкам от нуля до 1,5%. С их помощью Киргизия, Мадагаскар, Руанда и некоторые другие страны уже получили от фонда более $100 млн каждая, а всего в МВФ поступили запросы примерно на $20 млрд.

Всемирный банк рассмотрел уже 27 заявок. Самый крупный из объявленных пока проектов – выдача $1 млрд Индии на оборудование для лабораторной диагностики, производство средств индивидуальной защиты и прочие меры для борьбы с распространением вируса.

Незавидное положение

Если развитые страны могут рассчитывать на мощное денежное стимулирование экономики своими центробанками, то возможности развивающихся стран в этом плане ограничены. Более того, с января отток капитала с развивающихся рынков составил около $96 млрд, по данным Института международных финансов (IIF). Это в три с лишним раза больше, чем $26 млрд во время мирового финансового кризиса.

«Развивающиеся страны всегда в незавидном положении во время кризиса, – говорит Бенджамин Гидан из Центра Вудро Вильсона (цитата по WSJ). – Когда им нужен капитал, он утекает в безопасные гавани. Когда они сильнее нуждаются в доходах от экспорта, цены на сырье падают. Как только уменьшаются налоговые поступления, снижается курс национальной валюты, а долларовые долговые обязательства резко растут».

Удары со всех сторон

Развивающиеся экономики скорее всего получат тройной удар, считает Захиди: их система здравоохранения недостаточно эффективна, цифровая инфраструктура развита хуже, чем в более передовых странах, им сложнее финансировать меры по стимулированию экономики за счет заимствований. Кроме того, пока что они не получили достаточной помощи от развитых стран и международных организаций, отметила Захиди.

Некоторым странам грозит дефолт. МВФ еще в октябре 2019 г. предупреждал о высоком риске неплатежей в 34 бедных странах. Особенно трудное положение у Замбии, Туниса, Бахрейна и Аргентины, которым не хватит валютных резервов на выполнение внешних долговых обязательств в течение ближайшего года. Аргентина ведет переговоры с иностранными кредиторами о реструктуризации долга размером $83 млрд. В конце марта она продлила их еще на две недели из-за пандемии.

О долговых проблемах заявила Замбия, один из крупнейших африканских экспортеров меди, цены на которую, как и валюта Замбии, упали более чем на 20% в I квартале. Министерство финансов страны обратилось к банкам с просьбой о консультациях по реструктуризации долга на $11,2 млрд.

По прогнозам Capital Economics, ВВП развивающихся стран может сократиться на 1,5% и это станет его первым спадом с тех пор, как начались надежные наблюдения в 1951 г. В отличие от мирового финансового кризиса 2008 г. даже Китай и Индия теперь не могут помочь, показав сильный рост. По оценкам Nomura, индийская экономика сократится на 0,5% в этом году.