Китаю предстоит трудная борьба с бедностью

Власти советуют людям снова заняться уличной торговлей
NOEL CELIS / AFP

Пандемия коронавируса прервала многолетний рост китайской экономики и вынудила Пекин сменить приоритеты. После снижения ВВП в I квартале на 6,8% в годовом выражении власти не стали устанавливать цель по экономическому росту в 2020 г. Вместо этого они пообещали бороться с бедностью и безработицей.

Добиться этого будет непросто. Хотя официальные данные указывают на то, что безработица во время карантина увеличилась несильно, в реальности ситуация может быть намного хуже, считают экономисты.

Особенности статистики

Официальная цель Китая – создать 9 млн рабочих мест в этом году и поддерживать безработицу на уровне около 6% – столько она составила в апреле (до вспышки эпидемии в Ухане в декабре было 5,2%, согласно официальным данным). Для сравнения: в США безработица за этот же период выросла примерно в четыре раза до 14,7%, прежде чем опуститься до 13,3% в мае.

Как и США, Китай не учитывает в статистике людей, работающих мало часов или переставших искать работу. Но есть и важные различия в методах подсчета, отмечает The Wall Street Journal. В США безработными могут считаться даже люди, официально состоящие в штате, но по факту не работавшие в определенный период (например, те, кого в последние месяцы отправили в отпуск без сохранения содержания).

Также Китай не учитывает покинувших города трудовых мигрантов из сельской местности, поскольку они якобы всегда могут заняться сельским хозяйством в случае потери работы в городе. Если в 2019 г. в городах насчитывалось более 174 млн таких мигрантов, то в I квартале 2020 г. – уже 122,5 млн человек, по данным Национального бюро статистики КНР. Но в реальности уехавшие люди вряд ли начнут работать на своих земельных участках, поскольку это приносит слишком низкий доход, утверждает экономист BNP Paribas Чэнь Синдон. Поэтому он относит их к безработным. По его оценкам, безработица в этом году в Китае достигала 132 млн человек, или около 30% городской рабочей силы.

У UBS более оптимистичные оценки: в марте безработных было до 80 млн человек, а к началу мая их число уменьшилось до 33‒40 млн. Но это все равно намного выше официальных данных, согласно которым в марте в городах было около 26 млн безработных.

Кроме того, система социальной защиты в Китае не такая щедрая, как в США, где правительство временно увеличило пособия по безработице на $600 в неделю. Поэтому, если занятость в Китае быстро не увеличится, это может отразиться на потребительском спросе и темпах восстановления экономики.

Надежда на уличные рынки

Власти Китая помогают предприятиям нанимать сотрудников, в том числе выпускников вузов. Однако это не решит всех проблем. Многие страны только начинают смягчать ограничения, принятые для борьбы с распространением коронавируса. В результате китайские экспортеры столкнулись со слабым спросом на свою продукцию за рубежом, а ведь экспорт был одним из драйверов экономического роста страны.

Поэтому одной из инициатив правительства, привлекших особое внимание, стало обещание поддерживать микропредпринимательство. Речь идет об уличных торговцах, с которыми власти боролись на протяжении последних 20 лет, чтобы строже регулировать торговлю, облагораживать улицы и повысить качества еды.

На пресс-конференции в мае премьер Госсовета КНР Ли Кэцян даже похвалил город Чэнду, где, по его словам, за несколько недель было создано 100 000 рабочих мест благодаря тому, что уличные торговцы получили разрешение на работу. После этого Шанхай и ряд других мегаполисов тоже смягчили регулирование.

Бедность не снижается

Ранее правительство Китая ставило цель окончательно победить бедность в 2020 г. Согласно официальным данным, количество живущих за чертой бедности снизилось с 99 млн в 2012 г. до 5,5 млн в 2019 г. Во многих провинциях бедностью считается подушевой доход менее 3500 юаней ($500 в год). Поэтому еще в марте председатель КНР Си Цзиньпин говорил, что страна близка к цели. Но в мае Ли признал, что более 40% населения, или около 600 млн человек, зарабатывают менее 1000 юаней ($140) в месяц. Этого едва хватит, чтобы снять жилье в крупном городе, отметил он.

Экономисты одобряют инициативу правительства, поскольку малый бизнес и люди с низкими доходами пострадали во время пандемии сильнее всего, а снижение барьеров для предпринимательской деятельности может позволить им быстро встать на ноги. «У властей действительно нет других хороших вариантов в краткосрочной перспективе», ‒ говорит экономист Sealand Securities Фань Лэй (цитата по WSJ). По его оценкам, по всей стране это позволит создать до 2 млн рабочих мест.

Но в долгосрочной перспективе такая мера несильно поможет экономике, а также наверняка приведет к возвращению проблем, связанных с качеством еды и торговлей подделками, считает Фань.