Финансы
Бесплатный
Ольга Кувшинова
Статья опубликована в № 3069 от 28.03.2012 под заголовком: Пора копить

Всемирный банк призывает Россию к бюджетной дисциплине

России пора готовиться к следующему кризису, напоминает Всемирный банк (ВБ). Программа-минимум – снизить зависимость бюджета от нефтяных доходов
А.Махонин / Ведомости

Российский ВВП превысил докризисный уровень, профицит торгового баланса значителен, резервы ЦБ пополняются, перечисляет ВБ успехи в докладе «Поддержка роста и снижение рисков». По индексу благосостояния населения, учитывающему инфляцию и безработицу, Россия опережает многие европейские страны, где безработица крайне высока, отметил директор ВБ по России Михал Рутковски.

Большинство достижений связано с высокими ценами на нефть, что имеет обратную сторону: экономика еще больше увеличила зависимость от них. Без учета нефти дефицит счета текущих операций достиг в 2011 г. рекордного уровня в 13% ВВП, а бюджета – сохраняется на уровне 10% ВВП.

А вот самой экономике дорогая нефть почти не помогает: рост обрабатывающей промышленности замедлился, объем прямых иностранных инвестиций невелик, отток капитала продолжается, перечисляет ВБ. Инфляция может ускориться во втором полугодии в связи с отложенной индексацией тарифов, а безработица приблизилась к естественному уровню, т. е. поддерживающий экономику потребительский спрос уже не будет расти прежними темпами.

Поэтому ВБ понизил прогноз роста ВВП России с 3,8 до 3,5% на 2012 г.; в 2013 г. ожидает 3,9%. Ситуация в мировой экономике нестабильна: рост развивающихся стран в 2012 г. будет одним из самых низких за последние 10 лет, в странах с высоким доходом – фактически стагнация, перспективы Европы, основного торгового партнера России, неясны.

Устойчивое снижение зависимости от нефти – через структурные реформы и улучшение делового климата – путь небыстрый, пишет ВБ. Вступление в ВТО сулит России дополнительное увеличение экономики на 11% ежегодно, но для этого предстоит еще многое сделать.

А пока ВБ советует скорее заняться ужесточением бюджетной политики: «Это не только позволит подготовиться к следующему кризису, но и будет гарантией того, что бюджетная политика не станет проциклической». Именно сейчас, пока цена нефти на пике, России важно возобновить постоянное пополнение резервного фонда, убежден экономист ВБ Сергей Улатов.

Но правительство принимает на себя все новые обязательства: даже без учета предвыборных социальных обещаний дополнительные расходы (модернизация армии, индексация пенсий) составляют 6,3% ВВП за 2012–2014 гг., посчитал ВБ, тогда как меры по экономии и по росту доходов дают 4,9% ВВП за то же время. Зависимость бюджета от нефти выросла: доля нефтедоходов увеличилась с 7,6% ВВП в 2009 г. до 10,4% в 2011 г., или с 40 до 50% доходов бюджета; бюджет балансируется уже при $115/барр. В резервном фонде – примерно 3,5% ВВП, тогда как в прошлый кризис понадобилось 6,8% ВВП.

ВБ одобряет намерение Минфина ввести новое правило, ограничивающее использование нефтегазовых доходов. «То, что правительство движется в этом направлении, – это хорошая новость», – говорит главный экономист ВБ по России Каспар Рихтер. ВБ не раз призывал правительство скорее вернуться к докризисному правилу трансферта и ограничения ненефтегазового дефицита бюджета (4,7% ВВП). В любом случае нужен якорь, говорит Рихтер, пусть и не такой жесткий, как прежде. Но правило цены отсечения, предлагаемое Минфином, требует зафиксировать потолок госдолга, указывает Улатов, иначе никакая цена нефти не помешает расширять расходы.

Еще один недостаток – правило средней 10-летней цены не страхует бюджет от падения нефтяных цен. Минфин предложил с 2016 г. (слишком поздно, опасается Улатов) при формировании бюджета ориентироваться на скользящую среднюю цену нефти за последние 10 лет. В 2013 г. она составила бы примерно $60/барр., почти вдвое ниже, чем нужно для баланса бюджета, поэтому на 2013–2014 гг. Минфин предлагает переходный период с установлением цены отсечения, позволяющей иметь дефицит в 1,6 и 1,2% ВВП соответственно, а с 2015 г. и далее ограничить объем чистых займов 1% ВВП (такое правило было и до кризиса: 1% ВВП финансировался займами, 3,7% – нефтегазовым трансфертом). По расчетам авторов «Стратегии-2020», если нефть продолжит умеренно дорожать, как прогнозирует Минэкономразвития, то с каждым годом цена отсечения будет все ближе к фактической (в 2020 г. – $112 и $122 соответственно). В случае же падения нефтяных цен в ход пойдут резервы, накопленные благодаря цене отсечения.

Минэкономразвития, напротив, считает новое бюджетное правило слишком жестким: расчетная цена нефти идет по нисходящей до $90/барр. в 2016 г., прогноз министерства на 2016 г. – $107. Оно предлагает ориентироваться не на 10-летнюю цену, а на цену предыдущего года или среднюю трехлетнюю, сказал замминистра Андрей Клепач, а в условиях значительного отклонения фактической цены от средней может допускаться отклонение от бюджетного правила как вверх, так и вниз.

По прогнозу Citi, нефтяной суперцикл завершается: долгосрочная цена будет соответствовать $85/барр. Главные причины – замедление Китая и рост производства энергоресурсов в США, которые смогут увеличить его к 2020 г. на 11 млн барр./сутки, став новым «Средним Востоком». По прогнозу BP, страны ОПЕК к 2030 г. увеличат суточную добычу на 13 млн барр.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать