МВФ: деньги испортят российскую экономику

У России есть два варианта ускорить экономический рост: быстро, но ненадолго или медленно, но основательно. Лучше второй, советует МВФ: не деньгами, а реформами
А.Махонин/ Ведомости

Миссия МВФ, ознакомившись с экономической статистикой России и про­ведя переговоры с ее высшими чиновниками, пришла к выводу о необходимости реформы экономической политики.

МВФ понизил прогноз роста российской экономики на 2013 г. с 3,3 до 2,5%. Причиной торможения стало ослабление инвестиций и внешнего спроса; но выпуск находится на уровне потенциала, о чем свидетельствуют низкая безработица, высокая загрузка мощностей и высокая инфляция, заключил глава миссии МВФ Антонио Спилимберго. Это означает, что стимулировать экономику с помощью госрасходов и смягчения денежной политики бессмысленно: ускорится только инфляция, а доверие к экономической политике снизится, считает Спилимберго.

Бессмысленны и госинвестиции с использованием средств фонда национального благосостояния (ФНБ), не нравится МВФ и намерение российского правительства инвестировать накопленные нефтедоходы в инфраструктурные проекты. «На практике это означает нарушение бюджетного правила: госрасходы сверх установленных лимитов», – сказал глава миссии.

Бесполезны были бы и попытки придать импульс экономическому росту ослаблением рубля, считает он: когда выпуск на уровне потенциала, более слабый рубль не увеличит, а ограничит использование мощностей. Бюджетное правило МВФ считает очень полезным: оно снижает чувствительность бюджета к падению цен на нефть, надо его соблюдать, советует МВФ.

Пока правило работает не в полной мере, не способствует накоплению нефтедоходов: МВФ советует еще ужесточить его, ежегодного снижая использующиеся нефтедоходы на 0,4–0,5% ВВП до тех пор, пока ненефтегазовый дефицит не достигнет 4–5% ВВП (9,7% ВВП в 2013 г.). Это снижение возможно только при реформе пенсионной системы, направленной на повышение эффективного, т. е. фактического, пенсионного возраста и сокращение бюджетного трансферта в Пенсионный фонд России, предупредил Спилимберго.

Рецепт стимулирования от МВФ – блюсти достигнутую макроэкономическую стабильность (бюджетное правило, свободное курсообразование и таргетирование инфляции), мудро распоряжаться инвестициями в основной капитал, повышая эффективность госрасходов, и обеспечить привлечение новых инвестиций, для чего требуется улучшение делового климата, рассказал Спилимберго. Реформы в государственном и частном секторе позволят привлечь больше инвестиций и увеличат потенциал выпуска, заключил Спилимберго: «Это единственный устойчивый путь». Миссия МВФ советует провести масштабные реформы экономической политики.

Пока правительство предпочитает краткосрочные стимулы: бюджетное правило скорректировано – в 2012 г. бюджет потратил небольшую часть нефтедоходов, запланированных к зачислению в резервный фонд, в 2013 г. потратит почти все. В бюджетном послании президент поддержал инвестирование средств ФНБ в инфраструктуру. Министр финансов Антон Силуанов сказал, что экономике пойдет на пользу ослабление рубля.

Состояние экономики продолжает ухудшаться. За пять месяцев доходы консолидированного бюджета сократились в номинальном выражении – впервые с кризиса 2009 г. Отток капитала в мае, по расчетам Центра развития Высшей школы экономики, достиг годового максимума в $9 млрд, причем на фоне снижения импорта – как потребительского, так и инвестиционного, что свидетельствует об ухудшении обеих составляющих внутреннего спроса. Снижение промышленного выпуска в мае – 2,4%, по данным Росстата, – оказалось большим, чем ждали аналитики, даже с устранением влияния календаря и сезонности промышленность, по расчетам ЦМАКП, сократилась на 0,6%.

Промышленность испытывает двойной шок: рост удельных трудовых издержек и тотального снижения уровня рентабельности, выяснил Валерий Миронов из Центра развития ВШЭ. Выпуск стагнирует, а инвестиции ушли в глубокий минус. Производительность труда растет только за счет снижения численности занятых: на 1,2% и минус 1,2% соответственно в I квартале. Резкое снижение уровня конкурентоспособности производств не может не угрожать экономике рецессией, опасается Миронов.

Вчерашние данные Росстата по промпроизводству – первая порция статистики за май; последующие покажут также ослабление розничной торговли, строительства и инвестиций, так что в июле ЦБ снизит ставки, ожидает Александр Морозов из HSBC. Правительство скорее всего усилит давление на ЦБ и Минфин для смягчения денежной и бюджетной политики, ожидает Юлия Цепляева из BNP Paribas.

«Экономическую активность вряд ли простимулируют малоэффективные, но многооткатные бюджетные инвестиции», – пишут эксперты Центра развития ВШЭ: увеличение госрасходов на 1% ВВП способно за год ускорить рост экономики на 0,7%, но если потом госрасходы снова не повышать, то ускорение прекращается. А денежно-кредитная подпитка спроса, даже если бы была уверенность в недозагруженности производственных и трудовых мощностей, приведет только к росту цен, добавляя к хронической инфляции издержек еще и инфляцию спроса, считает Миронов.