Инвесторы не могут объяснить силу евро

Неоднократно обжегшись на игре против европейской валюты, участники рынка сохраняют осторожность, несмотря на ожидания смягчения денежной политики Европейским центробанком
Bloomberg

Смышленые европейские туристические агентства быстро начали рекламировать клиентам преимущества отдыха в развивающихся странах, где снизились курсы валют. Но для Европейского центрального банка события, случившиеся на соседних рынках, представляют дилемму.

Последние два года курс единой европейской валюты к доллару колебался в пределах от $1,2 до $1,4 за евро. Стабильность евро порой сбивала с толку инвесторов и осложняла задачу ЕЦБ, пытающегося не допустить дефляции. С начала года евро немного ослаб по отношению к доллару, курс снизился на 1,6% до $1,35 из-за ожиданий инвесторов, что ЕЦБ смягчит денежную политику, а ФРС будет продолжать сворачивать программу стимулирования экономики. Кроме того, курс евро достиг двухмесячного минимума к японской иене. Но из-за падения валют развивающихся стран торгово-взвешенный курс евро (рассчитываемый по отношению к валютам основных торговых партнеров) практически не изменился.

Динамика торгово-взвешенного курса евро

Thomson Reuters Datastream

С одной стороны, ослабление лиры, валюты Турции, негативно влияет на доходы туристической отрасли в конкурирующих с ней странах Европы - Испании и Греции, для которых сильный евро является серьезным препятствием для восстановления экономики. Но с другой - немецкие производители сэкономят на импорте деталей из Польши и Чехии, чьи валюты подешевели. Но главная проблема ЕЦБ - это угроза дефляции. «Слабость валют Центральной и Восточной Европы будет способствовать замедлению инфляции в еврозоне», - отмечает стратег Rabobank Кристиан Лоуренс.

Падение курсов валют развивающихся стран породило ожидания, что ЕЦБ может принять меры по предотвращению дефляции уже на сегодняшнем заседании, т. е. раньше, чем на это рассчитывали инвесторы. В январе инфляция в еврозоне замедлилась до 0,7%, в ноябре это заставило ЕЦБ снизить ключевую процентную ставку с 0,5 до 0,25%. Правда, этого не произошло.

По мнению аналитиков, снижение ставки рефинансирования в ближайшее время может послужить сигналом того, что ЕЦБ планирует более агрессивные действия. Но в ноябре смягчение им денежной политики оказало слабый эффект на евро. Сильным сигналом станет снижение ставки по депозитам до отрицательного значения, но Крис Тернер из ING считает это маловероятным «до тех пор, пока ЕЦБ не захочет реально ослабить евро».

Динамика курса евро может зависеть от готовности ЕЦБ четко дать понять, что он готов начать программу количественного смягчения. Однако пока широко распространенное мнение о том, что евро должен ослабнуть по отношению к доллару, чтобы отразить различия в денежной политике еврозоны и США, не находит подтверждения на рынке: инвесторы, неоднократно обжегшись на ожиданиях снижения курса евро, сохраняют осторожность.

В прошлом хедж-фонды понесли серьезные убытки, играя против евро, и неясно, готовы ли они снова делать крупные ставки. По данным Комиссии по срочной биржевой торговле (CFTC), в течение недели по 28 января преобладали спекулятивные позиции на рост евро к доллару.

Сейчас курс евро поддерживается устойчивым притоком капитала. Аналитики Credit Suisse отмечают, что инвесторы переводят свои средства с развивающихся рынков акций и Японии в Европу. Свою роль играет и профицит счета текущих операций еврозоны, также банки еврозоны продолжают погашать дешевые кредиты, выданные им ЕЦБ в разгар долгового кризиса, в результате чего уменьшается баланс Центробанка.

Тем не менее Роджер Хэллам из JPMorgan Asset Management дает осторожно негативный прогноз по евро. «Мы думаем, что ЕЦБ будет вынужден в дальнейшем ослабить денежную политику, - считает он. - Но мы не настроены слишком уж по-медвежьи».

В последнее время инвесторы начинают задаваться более фундаментальными вопросами относительно устойчивости роста экономики США. Одновременно данные по еврозоне вселяют уверенность в восстановлении ее экономики. «Чтобы курс евро опустился ниже нынешнего уровня, необходимы снижение притока капитала в европейские акции, более мягкая политика ЕЦБ и/или более устойчивое восстановление американской экономики, - утверждает Атанасиос Вамвакидис, стратег Bank of America Merrill Lynch. - Но пока этого нет».

Валютный стратег Citigroup Ричард Кочинос отмечает, что его клиенты не ждут немедленных действий от ЕЦБ. «Забавно, но многие ожидают, что следующий удар по еврозоне придет из США. По их мнению, если экономический рост США начнет замедляться, у Европы будут значительные проблемы», - говорит он.