Клепач: Переходить к таргетированию инфляции в 2015 году не стоит

В долгосрочном плане рубль будет ослабляться, предупредил он

Не стоит торопиться с переходом к инфляционному таргетированию, считает замминистра экономического развития Андрей Клепач. «Я думаю, это займет больше времени», - заметил он, подчеркнув, что это его частное мнение (цитаты по «Интерфаксу»).

При инфляционном таргетировании ЦБ сосредотачивается на контроле за уровнем инфляции и снижает вмешательство в курсообразование. ЦБ планировал отпустить курс в свободное плавание уже в 2015 г. Но обвал курса рубля в начале этого года заставил чиновников заговорить о возможном изменении сроков. Среди них оказался даже автор плана - министр экономического развития Алексей Улюкаев, ранее занимавший пост первого зампреда ЦБ. Он призвал регулятора «сдвинуть временной горизонт» и сохранить коридор допустимых колебаний. От планов ЦБ не отказывается, но это не означает полного отказа от интервенций, заявляла председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

ЦБ сейчас не регулирует курс, но сглаживает его колебания. В январе регулятор, пытаясь поддержать рубль, продал $7,8 млрд и 586 млн евро - в 2,2 раза и в 1,8 раза больше, чем в декабре. Еще в прошлом году ЦБ случалось и продавать рубли, чтобы не дать ему укрепиться.

Клепач же считает, что экономике, в принципе, подходит скорее «многофакторное таргетирование»: нужно учитывать не только инфляцию, но и другие риски, такие как слабость счета текущих операций, влияние денежной и курсовой политики на экономический рост. В долгосрочном плане рубль будет ослабляться, предупредил Клепач, есть серьезные предпосылки: «От большого устойчивого сальдо по текущим операциям, которое когда-то доходило до 10% ВВП, мы переходим к нулевому или может даже отрицательному». В январе сальдо увеличилось, потому что импорт сократился, а экспорт был на высоком уровне, но в долгосрочном плане риски высоки, сказал он, «на рубль будет давить и отток капитала», если останется большим.

В то же время слабый рубль скорее позитивен для российской экономики, обнадеживает Клепач. Он не согласен с мнением большинства экспертов, которые считают, что слабый рубль не поможет, как в 1998 г., производителям (не смогут нарастить производство, так как мощности уже почти полностью загружены). Уровень загрузки мощностей снижается уже почти год и сейчас, по официальной статистике, составляет около 60%, возражает Клепач, как минимум на 20 п. п. его можно увеличить. Какие бы расчеты или сложные модельные изыскания ни проводились, жизнь показывает: укрепление курса рубля больше тормозит, чем способствует той же технологической модернизации, настаивает замминистра.

Но резкое ослабление курса (если оно продлится долго) ударит по потреблению и инвестициям, предупреждает эксперты ЦМЭИ Сбербанка. Даже Минфин заверяет, что слабый рубль не пойдет на пользу бюджету. В краткосрочном периоде вместе с валютной выручкой экспортеров вырастут и доходы казны, но в среднесрочном и долгосрочном периоде начнутся уже негативные последствия, предупредил директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин (по «Интерфаксу»). Для бюджета важно, чтобы экономика росла устойчиво, и чем выше темпы роста, тем лучше, а волатильный курс этому не способствует, объясняет Орешкин.

Выигрыш бюджета от ослабления рубля несколько переоценивают, говорил главный экономист HSBC по России и СНГ Александр Морозов. Действительно, при заложенной в бюджет среднегодовой цене нефти в $101 за баррель и повышении среднегодового курса до 34,3 руб. за доллар дефицит может сократиться с плановых 1,5 до 0,2% ВВП, посчитал Морозов: «Но для Минфина дополнительные доходы оборачиваются дополнительным давлением увеличить расходы, так что вряд ли эти допдоходы ему нужны - отберут». Вырастут расходы на поддержку пострадавших от девальвации отраслей, социально необеспеченных слоев населения, так что выгоды для бюджета будут временными и короткими, а негативные последствия - долгосрочными, добавляют аналитики ЦЭМИ Сбербанка. Негативный эффект бюджет почувствует уже через 6-12 месяцев, оценивают они.