Какое влияние украинская революция окажет на российские акции

Больше всего пострадают "Газпром" и мобильные операторы МТС и Vimpelcom, а меньше всего - нефтяные компании

МТС и Vimpelcom: до 10% EBITDA под угрозой. Оба мобильных оператора являются крупнейшими игроками на рынке Украины, однако в их суммарной EBITDA доля украинских доходов не превышает 10%, подсчитал Citi. При этом каждые 10% девальвации гривны оказывают на прибыли компаний негативный эффект в 2% и, скорее всего, никак не скажутся на их дивидендных выплатах. Другие российские игроки, «Мегафон» и «Ростелеком», на Украине не представлены.

Нефтяные компании пострадают меньше всего. Угроза несущественная: хотя часть объемов, экспортируемых по трубопроводу «Дружба» в Европу, идет через территорию Украины, они могут быть легко переориентированы на другие направления. Ранее в стране активно работал «Лукойл», однако компания уже продала Одесский НПЗ и свернула другие проекты. «Роснефть» владеет Лисичанским НПЗ, доставшимся ей в наследство от ТНК-BP, однако в настоящие момент он не работает, поэтому финансовые последствия для компании ограниченны.

Потенциальные убытки российских публичных корпораций на Украине уже учтены в котировках их акций. Но в случае дефолта или разделения страны инвесторы могут впасть в панику и распродажа продолжится.

На прошлой неделе на Украине фактически произошла революция. Президент страны Виктор Янукович бежал из Киева, его местонахождение неизвестно. Власть, по сути, находится в руках парламента, который пытается согласовать с майданом состав временного правительства и провести президентские выборы.

Финансовое состояние страны на грани катастрофы. Власти уже объявили, что денег в казне нет и Украина находится на грани дефолта; чтобы избежать его, стране необходимо привлечь $35 млрд. Только в ближайшие два года Украине нужно заплатить по внешним обязательствам $17 млрд без учета процентов, ближайшее погашение облигаций на сумму $1 млрд - уже в июне. Дефицит счета текущих операций находится на историческом максимуме, а золотовалютные резервы сократились до минимального за почти 10 лет уровня в $12 млрд - такова цена неудавшейся попытки поддержать курс гривны, упавшей с начала года уже на 13%. В дальнейшей девальвации мало кто сомневается.

События на Украине приведут к убыткам для российских компаний. Больше всего пострадает «Газпром», для которого Украина - большой рынок сбыта и транзитный коридор для экспорта. А вот потенциальные убытки банков меньше, чем может показаться: больший ущерб им может принести финансирование Олимпиады в Сочи, если строителям не удастся продать понастроенную там недвижимость. В любом случае нижеприведенные расчеты предполагают экстремальную ситуацию, при которой экономика Украины фактически перестает существовать, а все платежи прекращаются, что вряд ли можно принимать как базовый сценарий. Мы считаем, что реальные убытки российских корпораций уже учтены в котировках их акций после того, как индекс РТС потерял 10% с начала года, а отдельные бумаги, например Сбербанк и МТС, упали на 15-20%.

"Газпром": негативное влияние на EBITDA - до 18%. Украина - второй крупнейший экспортный рынок для газовой монополии после Германии, на ее долю приходится 12% экспортных продаж газа на сумму около $9 млрд. Однако платят украинцы традиционно плохо, даже в более спокойные времена. К февралю накопленные долги Украины за газ достигали $3 млрд, из которых $1,5 млрд были погашены за счет денег, полученных от продажи России украинских еврооблигаций. Оставшуюся часть Украина обещала погасить к середине апреля, теперь эти платежи под вопросом, как и оплата текущих поставок. Morgan Stanley оценивает негативный эффект для «Газпрома» в 8% EBITDA компании, если оплата газа в 2014 г. полностью прекратится. Гораздо большей проблемой является транзит газа: через Украину идет более половины всех экспортных объемов монополии. Правда, две трети экспорта может быть перенаправлено в другие трубопроводы - «Северный поток», «Голубой поток» и через территорию Белоруссии, но еще треть экспорта «Газпром» потеряет, и это добавит еще 10% к негативному влиянию на EBITDA.

Сбербанк и ВТБ: эффект незначителен. Доля Украины в общих активах Сбербанка не превышает 1% и является несущественной для прибыли госбанка. ВТБ не раскрывает данных по стране, однако аналитики считают, что и в этом случае речь не идет о значительных цифрах. По оценкам Morgan Stanley, доля плохих кредитов в украинской банковской системе достигает 14%. Однако в последнее время российские банки на Украине выдавали новые кредиты в основном в иностранной валюте и экспортерам.

Вряд ли сейчас кто-то может предсказать, как будут развиваться дальнейшие события. Финансовые сложности Украины могут быть решены в случае избрания грамотного правительства, способного вести диалог и с Россией, и с Западом, начать реформы в стране и провести честные президентские выборы. Однако экономические и политические проблемы на Украине копились долгие годы, и решить в короткие сроки их будет непросто, а время не ждет. Скептики боятся, что дело может дойти до банкротства страны, а в худшем случае - до ее разделения и военной интервенции со стороны России. Любые новые трудности могут заставить занервничать инвесторов по всему миру, хотя прямой эффект от Украины для мировой экономики незначителен, сейчас важнее эффект психологический: январская паника на мировых рынках произошла в том числе и по причине девальвации валюты в Аргентине, хотя этой стране никто не дает в долг еще с дефолта 2001 г.

Автор - управляющий директор Arbat Capital