СERAweek: Нефтяники не знают, чего ждать от России

Нефтяной рынок гадает, что на уме у Владимира Путина и как далеко зайдет конфликт России с Западом

Президент Владимир Путин изменил расклад в глобальной нефтегазовой повестке: ситуация на Украине cтала главной темой открывшейся в Хьюстоне нефтегазовой конференции СERAWeek, в которой участвуют топ-менеджеры практически всех крупнейших международных нефтяных компаний. Министр энергетики Александр Новак в последний момент отменил выступление, от мероприятия в США отказались и большинство заявленных в программе российских участников.

До минувших выходных главные опасения глобального рынка были связаны с Ираном, после ввода войск в Крым Россия заняла его место, отодвинув иранский фактор на второй план. Цена барреля Brent вчера выросла на 1,95%, но сегодня отыгрывает рост, опустившись на 1,22%.

Главный вопрос, который волнует нефтяников, - как далеко может зайти конфликт: что может сделать Путин в отношении Крыма и Украины и как будет реагировать Запад. Самым пессимистичным сценарием является изоляция России и применение санкций, аналогичных тем, которые были наложены в отношении Ирана. По данным администрации США, с начала 2012 г. экспорт нефти страны сократился на 60%, что лишило Иран более $80 млрд доходов.

Чтобы остановить эскалацию конфликта на Украине, Запад может использовать разные рычаги - от отзыва страны из «большой восьмерки» до накладывания санкций, как это, например, было сделано в отношении Ирана, считает президент Council on foreign Relations Ричард Хаас. По его мнению, ни одна из сторон не хочет эскалации конфликта на Украине, но реакция Запада будет зависеть от того, как будет действовать российский президент. Сейчас никто не знает, какова цель игры президента Путина: стремится ли он увеличить влияние на Украине, хочет ли взять под контроль Крым или намерен захватить всю Украину, пояснил он. Может быть, им движут опасения, что вирус либерализации и недовольства властями, зародившийся на Украине, начнет распространяться по странам СНГ и дойдет до России и, возможно, он просто защищает себя, говорил Хаас.

Накладывать торговые санкции на поставки из России довольно проблематично - это трудоемкая задача, заметил Мэттью Сэжерс из IHS: «Непонятно, где и чья нефть». Эффективными могут быть только финансовые санкции, в том числе замораживание российских активов. Перед введением санкций США надо предусмотреть увеличение поставок на мировой рынок, чтобы стабилизировать цены на нефть, предупредил Хаас: «Надо сначала открыть экспортный кран».

Из-за конфликта вокруг Украины в зоне риска оказались 15% поставок газа Евросоюза, отметил Сэжерс. По данным ЦДУ ТЭК, экспорт «Газпрома» в дальнее зарубежье в начале марта вырос почти на 10% по сравнению с концом февраля - до 476,5 млн куб. м газа в сутки. По данным Еврокомиссии, в газохранилищах Евросоюза находится 40 млрд куб. м газа, это покрывает около 10% общего спроса. Сейчас Европа лучше готова, чем раньше, заявила исполнительный директор Международного энергетического агентства Мария ван дер Ховен.

Хорошая новость для Европы и США: российская экономика сейчас сильнее интегрирована в глобальное хозяйство, чем 10 лет назад, есть множество рычагов, отметил главный экономист из IHS Нэриман Беравеш.

На глобальной экономике кризис на Украине практически не скажется - слишком мало влияние этой страны, но конфликт может иметь серьезные геополитические последствия, считает вице-президент Economics & Country Risk Збижко Табернаки. По его словам, Виктор Янукович уже довел украинскую экономику до ужасного состояния: страна пребывала в фискальном и экономическом кризисе и в итоге погрузилась в третий кризис - политический.

США должны использовать нефтегазовый бум как стратегическое оружие для защиты союзников и разрешения кризов, подобных происходящему в России и Венесуэле, считает сенатор США Лиза Мурковски. "Это не значит, что мы должны вмешиваться, начать работать локтями, но мы обязаны помнить, насколько энергоактивы могут быть важным дипломатическим инструментом", - сказала она: добыча нефти и газа в США должна быть стратегическим инструментом для госсекретаря Джона Керри. Чем больше нефти и газа США будут поставлять на глобальный рынок, тем больше это будет способствовать стабилизации цен на нефть, считает Мурковски: «У нас есть подушка безопасности благодаря тому, что мы производим». Но возможности США влиять на глобальный рынок сырья ограничены запретом на экспорт нефти, который действует уже 39 лет. По мнению Мурковски, администрация президента Барака Обамы должна снять ограничения, это будет прагматичным шагом.