В 2014 г. ФНБ так и не стал источником финансирования инфраструктурных проектов

ФНБ из последнего источника длинных денег для развития инфраструктуры может вновь превратиться в антикризисный инструмент
Максим Стулов/ Ведомости

За 11 месяцев фонд национального благосостояния (ФНБ) благодаря ослаблению рубля вырос с 2,9 трлн до 3,9 трлн руб. Он так и не стал источником финансирования инфраструктурных проектов. Ни одна компания, проекты которой одобрило правительство, пока не получила денег из резервов. Ни РЖД и госкомпания «Автодор», проекты которых были утверждены первыми, ни «Роснефть» с «Новатэком», попросившие помощь после введения санкций.

К концу года инфраструктурные проекты стали отходить на второй план. Банкам, пострадавшим от санкций и девальвации, потребовалась срочная докапитализация. Первым поддержку получил ВЭБ: $6,25 млрд из ФНБ, лежавшие в ВЭБе на депозите, были конвертированы в субординированный депозит, который позволит учесть эти средства в капитале второго уровня. Затем была одобрена помощь Газпромбанку: субординированный кредит ВЭБа на средства ФНБ был конвертирован в привилегированные акции банка. До конца года деньги ФНБ должен получить ВТБ, которому требуется 250 млрд руб.: Минфин для этого делает все возможное, заверил вчера министр финансов Антон Силуанов. По словам его заместителя Алексея Моисеева, документы и по ВТБ, и по Газпромбанку «горят в руках», но деньги должны поступать в увязке с финансированием проектов.

ЦБ пока не торопится заставлять банки чистить балансы и, если такой подход сохранится, докапитализация банков может все-таки остаться крайней мерой, замечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, тогда инфраструктура снова выйдет на первый план.

Минфин и Минэкономразвития хотят совместить помощь банкам и финансирование инфраструктуры: банки смогут пополнить капитал за счет ФНБ, но эти средства нужно будет направить на утвержденные правительством проекты. Такая схема может быть опробована на проектных облигациях «Новатэка», но в целом должна использоваться для любого инфраструктурного проекта, где это возможно, объясняли чиновники финансово-экономического блока. Например, финансирование ЦКАД через бонды «Автодора», ожидающего денег до конца года.

Направление средств ФНБ в инфраструктуру сможет остановить падение инвестиций лишь в 2016-2017 гг., но и этого может оказаться недостаточно, поскольку частный бизнес в таких условиях не будет разворачивать инвестпроекты, предупреждают эксперты Центра развития ВШЭ. Краткосрочная поддержка экономического роста за счет расходования этих средств вполне возможна, считает Орлова. Это выбор стратегии развития, резюмирует она: при осуществлении структурных реформ можно было бы и не вливать деньги в экономику, а без реформ других способов поддержки роста не остается.