ОСАГО компенсирует утрату товарной стоимости автомобилей не старше пяти лет
ЦБ разработал методику оценки утраты товарной стоимости машинЦентробанк вчера опубликовал проект методики расчета УТС, которой обязаны будут следовать все автостраховщики. Единую методику ждут и страховщики ОСАГО, и автовладельцы, и суды, отмечает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. «С ее появлением исчезнет почва для разногласий при определении стоимости восстановительного ремонта в ОСАГО», – надеется он (см. врез).
Страховщики с самого начала были против компенсации УТС в ОСАГО, поскольку в законе об ОСАГО нет прямого указания на необходимость оплачивать утрату товарной стоимости. Это понятие не связано напрямую с рыночной стоимостью товара и зависит от процесса естественной эксплуатации автомобиля, указывает первый зампред правления «Согаза» Николай Галушин. Большинство страховщиков включали УТС в выплаты только по требованию клиента, признает менеджер крупного страховщика ОСАГО. А в регионах страховщики отказывались платить по УТС даже по заявлению, получить выплату можно было только через суд, говорит другой страховщик.
В конце прошлого года Верховный суд обязал страховщиков всегда платить за УТС, но единого порядка ее расчета до сих пор нет. Есть два подхода: один предложен РСА (расчет в целом на транспортное средство), второй применялся центром судебных экспертиз Минюста (расчет по каждой детали), отмечает Галушин. Но разные эксперты-оценщики могут один и тот же автомобиль оценить по-разному.
Старые споры
С декабря в России действует единая методика расчета ущерба в ОСАГО. ЦБ обещал, что с ее введением уменьшится число жалоб и споров. «По данным регулятора, за полгода жалобы выросли, а наш опыт показывает, что страховщики занижают выплаты по методике в 2–3 раза», – констатирует Тюрников.
Если методика ЦБ будет принята, страховщики будут обязаны выплачивать УТС только по автомобилям в возрасте до пяти лет или находящимся на гарантийном обслуживании, износ которых составляет не более 40%, следует из документа.
Также УТС не будет рассчитываться для деталей, которые подвергались ремонту. Это будет вызывать споры, было ли повреждение ранее, говорит руководитель управления автострахования брокера АСТ Каро Карапетян.
УТС рассчитывается для автомобилей, которые, например, нуждаются в ремонте отдельных элементов кузова, полной или частичной окраске поверхности, замене рамы, говорится в проекте. Величина УТС определяется для каждого поврежденного элемента автомобиля по специальной таблице коэффициентов, которые зависят от вида ремонта и ремонтируемой детали и отличаются для отечественных и импортных автомобилей, пишет ЦБ. Итоговая величина УТС определяется как суммарный коэффициент, умноженный на стоимость автомобиля.
При замене части элементов автомобиля на новые УТС составит не более 15,7% от его стоимости, при полной окраске кузова – 5%, при особо сложном перекосе кузова – 4%, следует из проекта методики.
По оценке гендиректора юридической компании «Главстрахконтроль» Николая Тюрникова, новая методика ЦБ позволит автомобилистам получать выплаты по УТС на 20–30% меньше, чем сейчас они добиваются по суду. А это «ущемление интересов автовладельцев», огорчен он.
Эксперт-техник «ДТП помощь» Сергей Хотченков согласен с расчетами Тюрникова. ЦБ существенно понизил основные коэффициенты по деталям и тяжести повреждений, объясняет Хотченков, например, коэффициент по ремонту крыши понижен с 1,7 по методике Минюста до 0,7.
Применение новой методики расчета размера УТС в ОСАГО увеличит убыточность ОСАГО на 5%, прогнозирует РСА. Эти выплаты не были учтены в страховых тарифах, объясняет президент союза Игорь Юргенс. Эти несколько процентов «не сильно изменят нынешнее положение дел для страховщиков», считает Галушин.
В выигрыше же останутся рядовые автовладельцы, которые не судятся со страховщиками. Для автовладельцев позитивно лишь то, что теперь страховщики должны безоговорочно возмещать УТС, резюмирует Тюрников.