Сотрудники китайского Sealand Securities заключили несанкционированную сделку на $1,44 млрд

Поддельная печать, которой они пользовались, партнеров не смутила
Сотрудники китайского Sealand Securities заключили несанкционированную сделку на $1,44 млрд./ evening_tao / Freepik

Инвестиционный банк Sealand Securities, занимающий с $7,2 млрд активов 31-е место в секторе, может получить «огромный убыток» по сделке с облигациями на 10 млрд юаней ($1,44 млрд), сообщает FT со ссылкой на Тhe Beijing Times. Топ-менеджер облигационного подразделения Sealand Securities Чжан Ян и еще один сотрудник, имя которого не раскрывается, подписали несанкционированные контракты с партнерами банка, пользуясь поддельной печатью.

О случившемся Sealand Securities уведомил Шэньчжэньскую фондовую биржу, на которой котируются его акции. Торги акциями Sealand Securities приостановлены с прошлого четверга, а Чжан сбежал из Китая, пишет Тhe Beijing Times. Расследованием инцидента занимается сам банк, а также местный финансовый регулятор и полиция.

Фальсифицированные контракты представляли собой законную и весьма популярную в Китае схему: банк-кредитор на свои деньги покупает для заемщика облигации и держит их какое-то время. За это заемщик платит кредитору комиссионные. Если облигации за это время дорожают, заемщик получает прибыль. До коррекции, начавшейся на прошлой неделе, китайский рынок облигаций рос несколько лет и покупка бондов на заемные средства была главной движущей силой.

Управлять рисками

Рабочая группа по экономическим вопросам при китайском правительстве заявила, что контроль над финансовыми рисками и пузырями становится приоритетом. По оценке МВФ, банки могут не получить до 15% корпоративных кредитов.

Теперь 22 партнера Sealand Securities, среди которых есть коммерческие и инвестиционные банки, требуют, чтобы он выполнил условия контракта, заключенного Чжаном. Подробности этих переговоров утекли в интернет, пишет FT. Судя по этим записям, представитель Sealand Securities утверждает, что партнеры должны были сами проверять печать банка, подписывая документы. Партнеры же говорят, что попытки переложить всю вину на двух сотрудников выглядят со стороны Sealand Securities безответственно.

Поскольку кредиты дешевы, а хороших объектов для инвестиций в реальном секторе экономики нет, рынок вкладывал средства в китайские гособлигации. Цены на них росли: доходность 10-летних китайских госбондов снизилась с 4,6% годовых в январе 2014 г. до 2,65% в конце октября 2016 г. «Это типичный кэрри-трейд: возьми кредит на день и купи бонды с большим сроком обращения, – цитирует FT стратега BNP Paribas в Шанхае Шана Куна, – но для этого нужны стабильность на рынке и низкие ставки. Любые изменения денежной политики спровоцируют скачки на рынке, поскольку все торгуют в одном и том же направлении».

Так и получилось после повышения ставки Федеральной резервной системы США на четверть пункта до 0,5–0,75%. Это произошло в среду, 14 декабря, а на следующий день китайский рынок, как и другие рынки госбондов, охватила распродажа. Доходность 10-летних гособлигаций поднималась до 3,3%. А после того как фьючерсы на 10- и пятилетние бонды подешевели на 2 и 1,2%, регуляторы были вынуждены приостановить торги ими. Народный банк Китая (НБК) предоставил участникам денежного рынка краткосрочную ликвидность на $86 млрд. Эта распродажа может быть предвестником еще большего падения на рынке облигаций, говорят аналитики. Тем более что инвесторы еще не успели забыть кризис на фондовом рынке Китая летом 2015 г., когда за три недели он потерял $5 трлн капитализации. По мнению экономистов, опрошенных WSJ, если произойдет худшее, по своему масштабу крах на рынке китайских госбондов будет сопоставим с ипотечным кризисом в США в 2008 г.

Поскольку китайский финансовый рынок регулируется слабо, невозможно сказать, какую долю в нем составляют заемные средства. Например, управляющие активами используют бонды в качестве залога, чтобы купить больше бондов, пишет WSJ со ссылкой на источники, и то, что произошло с Sealand Securities, лишь первая ласточка.

У НБК достаточно ресурсов, чтобы предотвратить обвал на рынке бондов, говорят экономисты, тем более что большая часть госдолга номинирована в юанях. «До окончания кризиса еще далеко, – говорит управляющий Chongqing Nuoding Asset Management Цзэн Сяньчжао, – НБК интервенциями успокоил рынок, но проблему не решил».