Уоррен Баффетт: инвестиционный бизнес должен работать без волшебства

А управлять им должен очень богатый человек
На собрании акционеров Berkshire предлагают купить сувениры с изображением гендиректора Уоррена Баффетта и его давнего соратника Чарльза Мангера/ Nati Harnik/ AP

На собрание акционеров Berkshire, прошедшее 6 мая, как обычно, съехалось несколько тысяч человек, а на их вопросы гендиректор Berkshire Баффетт (86 лет) и его давний соратник Чарльз Мангер (93), как обычно, отвечали несколько часов.

Хотя в ближайшее время уходить в отставку Баффетт не намерен, вопрос о преемнике на собрании возник. Баффетт рассказал, что этот человек должен будет уметь распределять инвестиционный капитал. «Ему придется распоряжаться $400 млрд или около того, – отметил он. – Через 10 лет Berkshire превратится в конгломерат бизнесов, в который за эти 10 лет будет инвестировано больше, чем за все время до этого». Своим преемником Баффетт видит «очень богатого» человека, у которого нет задачи стать еще в 10 или 100 раз богаче. Платить ему Berkshire будет скромно, и в компании никогда не будет консультантов по вознаграждениям. «Если после моей отставки совет директоров наймет консультанта по компенсациям, я вернусь», – предупредил Баффетт.

Имени возможного преемника Баффетт так и не назвал, но похвалил, как работают страховщик Аджит Джейн и портфельные управляющие Тодд Коумс и Тед Уешлер.

Свободные денежные средства Berkshire приближаются к $100 млрд, еще $135 млрд инвестировано в акции. Бизнес Berkshire традиционно рос за счет поглощений, но найти достойную цель становится все труднее. «Мы не должны обращаться с вашими деньгами таким образом подолгу, – прокомментировал Баффетт растущую кубышку. – Вопрос в том, сможем ли мы заставить эти деньги работать».

Уоррен Баффетт
гендиректор Berkshire Hathaway

Если я умру сегодня, то, думаю, завтра котировки акций [Berkshire Hathaway] вырастут. И пойдут разговоры о дроблении бизнеса и т. п., так что это будет хорошая история с Уолл-стрит.

$25 млрд инвестиций Berkshire приходится на акции Wells Fargo (почти 10% капитала банка). У акционеров Berkshire были вопросы в связи со скандалом – за несколько лет Wells Fargo открыл 2 млн счетов без ведома их владельцев, по которым брал комиссионные. «Они вели себя совершенно неправильно, – говорит Баффетт о действиях руководства Wells Fargo, – Они ничего не предприняли, когда узнали [о нарушениях]». «Мы согласны со словами мистера Баффетта и ценим Berkshire Hathaway как долгосрочного акционера и клиента, – сказал WSJ представитель банка, – и приняли решительные меры, чтобы исправить ситуацию».

Хедж-фонды бесполезны и только тратят деньги клиентов, по-прежнему уверен Баффетт. «Если вы идете к зубному врачу или зовете сантехника, то работа этих профессионалов привносит добавленную стоимость, чем если бы вы выполняли ее сами, – рассуждает Баффетт. – Но с инвестициями это не так, профессионалы в целом показывают не лучшие результаты, чем люди, сидящие спокойно». «Если у фонда под управлением $1 млрд и он берет 2% за управление, то даже при ужасных результатах это $20 млн, – продолжает он. – В любом другом секторе это вынесло бы мозг».

В Berkshire Коумс и Уешлер, управляющие $20 млрд, зарабатывают по $1 млн в год плюс бонусы в зависимости от того, насколько они опередят S&P 500. «Они должны показать результат, – говорит Баффетт. – [А хедж-фонды] получают огромные деньги, продавая людям идею, что они могут сделать для них что-то волшебное» (цитаты по Bloomberg).

Накануне Berkshire обнародовала отчет за I квартал, из которого следует, что она продала треть принадлежавшего ей пакета акций IBM. «Я думал, что за шесть лет они покажут лучшие результаты, – прокомментировал это решение Баффетт. – Что касается Apple, то у них совсем другой бизнес, я считаю его более ориентированным на розницу». В феврале Баффетт говорил, что Berkshire владеет акциями Apple на $18 млрд. «Либо ты сошел с ума, либо учишься, – сказал Баффетту про инвестицию в Apple Мангер. – Я предпочитаю объяснение, что учишься».

В I квартале чистая прибыль Berkshire снизилась на 27% до $4,06 млрд, операционная прибыль – на 4,8% до $3,56 млрд.