Финансы
Бесплатный
Анна Еремина|Дарья Борисяк
Статья опубликована в № 4340 от 13.06.2017 под заголовком: Праздничный сбой Сбербанка

Сбербанк не справился с предпраздничной нагрузкой

В пятницу более 40 минут не работали его терминалы, банкоматы и часть карт

В пятницу, 9 июня, около 17.00 в Сбербанке произошел масштабный сбой в обслуживании банковских карт. Примерно 40 минут не работали терминалы Сбербанка в торговых точках, а также его банкоматы, следует из слов представителя банка. У некоторых клиентов были трудности с проведением платежей и переводов в интернете, кроме того, не всегда срабатывали карты Mastercard и «Мир» Сбербанка, перечислил он.

Сбой произошел в 16.40 мск и повлиял на обслуживание держателей карт Сбербанка в устройствах других банков и клиентов сторонних банков в устройствах Сбербанка, следует из слов его представителя. Операции по картам Сбербанка в его же устройствах проводились без проблем. Он добавил, что сбой затронул менее 10% операций с использованием пластиковых карт.

Проблема была на стороне Сбербанка, по другим банкам отказов не было, все длилось около 45–60 минут, рассказали «Ведомостям» три топ-менеджера в банках из топ-10. Число отклоненных операций клиентов оценить невозможно, говорит один из них, поскольку терминалы Сбербанка не работали и информация о попытке расплатиться просто не доходила до банка, выпустившего карту.

Другой собеседник в банке из топ-10 говорит, что о сбое банки сначала узнали от клиентов: они не могли расплатиться в точках, обслуживаемых Сбербанком, и начинали звонить в банк, который выпустил карту. «Очень сложно объяснить клиентам, что их карты работают, а дело в принимающем устройстве», – сетует собеседник «Ведомостей» в банке из топ-50. Во время сбоя время ожидания ответа в колл-центрах крупнейших банков и самого Сбербанка составляло более 10 минут.

Сбербанк обслуживает около 60% всех терминалов в магазинах. Банкир из банка, входящего в топ-10, указывает, что Сбербанк никакой ответственности за сбой не несет. Представитель ЦБ сообщил, что регулятор в курсе нештатной ситуации, произошедшей на стороне одного из банков, она была оперативно исправлена. Национальная система платежных карт (обрабатывает российские операции по картам международных платежных систем, а также системы «Мир») работала в штатном режиме, подчеркнул он.

Сбой был связан с тем, что Сбербанк не справился с пиковой нагрузкой, когда в пятницу люди пошли за покупками перед длинными выходными, предположили два собеседника «Ведомостей» в банках из топ-10. По предварительным данным, это так, указывает человек, близкий к Сбербанку. По его словам, возможно, был сбой оборудования, а переключение на резервное оборудование сработало не до конца, поэтому часть операций была задета. Пресс-служба это не прокомментировала.

После сбоя на нескольких Telegram-каналах появилась информация, что его причина в том, что под блокировку Роскомнадзора попали некоторые IP-адреса Сбербанка в результате DNS-атаки. Это якобы привело к тому, что терминалы и банкоматы потеряли связь и не могли передавать информацию об операциях. «Это была первая версия, которую мы проверили, но информация не подтвердилась», – сказал собеседник «Ведомостей», специализирующийся на банковской информбезопасности. Представитель Роскомнадзора информацию об атаках на платежные системы также не подтвердил.

В подготовке статьи участвовали Эмма Терченко, Павел Кантышев, Анастасия Голицына