Какие банковские услуги нужны состоятельным клиентам

Все больше обеспеченных вкладчиков хотят хранить деньги за рубежом
Среди банковских услуг премиальные клиенты больше всего обращают внимание на комиссии за снятие наличных, премиальное обслуживание, а также на условия конвертации валюты /Евгений Разумный / Ведомости

Среди всех банковских услуг состоятельные клиенты по-прежнему отдают предпочтение вкладам, а из преимуществ кредитных и дебетовых карт в основном выбирают проценты на остаток и кэшбэк. К такому выводу пришли аналитики Frank Research Group.

Они опросили 4800 премиальных клиентов банков со средствами на счетах и в инвестициях от 2 млн руб. В опросе участвовали клиенты Альфа-банка, Бинбанка, «ФК Открытие», Промсвязьбанка, Райффайзенбанка, Росбанка, «Русского стандарта», банка «Санкт-Петербург», Сбербанка, «Уралсиба», «Юникредита» и Citi.

Среди банковских услуг такие клиенты больше всего обращают внимание на комиссии за снятие наличных, премиальное обслуживание, а также на условия конвертации валюты, следует из данных Frank RG. Доступ в VIP-залы аэропортов и страховка для выезда за рубеж – основные небанковские привилегии, интересующие премиум-клиентов (23,5 и 20,6% соответственно).

Ставка на вклады

Более половины из них пользуются вкладами или накопительными счетами и только чуть больше 6% покупают ценные бумаги на брокерские счета. Еще меньше доли у инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), накопительного страхования жизни, доверительного управления. «Накопительные продукты (депозиты, накопительные счета и т. д.) есть больше чем у 60% наших премиальных клиентов, и мы видим рост открытия таких счетов», – рассказывает руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Майкл Тач. Однако инвестиционный портфель клиентов премиум-сегмента также вырос, добавляет он. Доля инвестиционных продуктов во вложениях премиум-клиентов ВТБ за прошлый год увеличилась с 6,5 до 10%, заявил старший вице-президент банка Павел Кудрявцев.

Вложения в ИСЖ растут быстрее остальных, рассказывает главный эксперт Premium & Private Banking Frank RG Любовь Прокопова. «На мой взгляд, связано это с тем, что сами банки активно предлагают этот продукт клиентам, которые ищут замену вкладам», – объясняет она. Значительно возрос интерес к хранению средств за рубежом: по данным Frank RG, если в прошлом году 11% премиум-клиентов готовы были рассматривать такой вариант, то сейчас – 27%, рассказала Прокопова. «Это можно расценивать как сигнал о снижении доверия клиентов среднего класса к российской финансовой системе», – отмечает эксперт.

«Ставки по валютным депозитам в России постепенно снижаются и приближаются по значению к западным. А западные рынки в этой ситуации некоторым клиентам кажутся надежнее», – говорит представитель банка «Русский стандарт», где также замечают повышенный интерес премиальных клиентов к открытию иностранных счетов.

Это несколько расходится с поведением еще более обеспеченных граждан. «Большая часть наших клиентов по-прежнему «мыслят в долларах», но их интерес к рублевым вложениям также вырос», – говорил «Ведомостям» директор инвестиционного департамента UFG Wealth Management Алексей Потапов (консультирует клиентов с активами от $5 млн). Состоятельные клиенты Сбербанка с активами от 15 млн руб. в Москве за прошлый год увеличили долю рублевых вложений с 39,7 до 44%.

Дайте деньгами

14,1% премиальных клиентов банков, следует из материалов Frank RG, больше всего интересуются возможностью начисления процентов на остаток на дебетовой карте, 12,7% – снятием наличных в сторонних банкоматах без комиссии. Размер кэшбэка и стоимость обслуживания дебетовой карты также обращают на себя внимание обладателей премиум-пакетов – 11,7 и 10% из них соответственно. Наличие бонусов по карте волнует лишь 8% опрошенных.

Такую же долю премиальных клиентов интересуют бонусы по кредитным картам, и только 7% интересуются начислением миль. Самая популярная услуга по кредитным картам среди премиум-клиентов – кэшбэк. Он интересен 12% опрошенных Frank RG.

«В прошлом году на первом месте по интересу среди премиальных клиентов были мильные программы дебетовых и кредитных карт. Сейчас в лидерах кэшбэк, что может быть связано с ухудшением условий по карточным программам с милями», – говорит Прокопова. Традиционно наибольшим спросом среди премиальных клиентов пользовались карты с возможностью копить мили «Аэрофлота». Но в 2017 г. Альфа-банк и Сбербанк повысили стоимость обслуживания таких карт в три раза, а «ФК Открытие» и вовсе убрал такую карту из линейки, объясняет она. «Кэшбэк же привлекателен, потому что представляет собой реальные деньги, которые поступают на карточный счет», – полагает Прокопова.

Наличие кэшбэка, проценты на остаток и прочие бонусные программы по кредитным и дебетовым картам все же больше интересуют клиентов массового сегмента, настаивает вице-президент банка «Восточный» Екатерина Тутон. «В премиальном сегменте клиентам важнее набор дополнительных сервисов и привилегий – это консьерж-сервис, возможность приобрести товары на закрытых распродажах, priority pass, отмена комиссии за снятие наличных», – говорит она.

Другие материалы в сюжете