Более 2000 организаций не взаимодействуют с финансовым омбудсменом

Банк России готов помочь в решении проблем
Если потребуется содействие Банка России, регулятор готов оказать помощь финансовому омбудсмену (Юрий Воронин на фото) в рамках своих полномочий / Александр Натрускин / РИА Новости

Служба финансового омбудсмена опубликовала список из 2000 финансовых организаций, которые, вопреки закону, не организовали с ней взаимодействие. Без этого условия их клиенты не могут обратиться к омбудсмену в случае нарушения своих потребительских прав – только через суд. С 1 января к службе финансового омбудсмена по закону «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» должны подключиться банки, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды. Раньше обязанность взаимодействовать с омбудсменом распространялась только на страховщиков (с конца 2019 г.) и МФО (с января 2020 г.).

Для взаимодействия с омбудсменом и электронного документооборота финансовые организации обязаны подключить личный кабинет на сайте службы, но это сделали не все. В списке нарушителей на 1 июля 12 кредитных организаций, 1099 кредитных потребительских кооперативов, 806 ломбардов и 105 МФО.

Не обеспечившие взаимодействие с финуполномоченным организации не только нарушают закон, но и лишают своих клиентов возможности воспользоваться досудебным порядком разрешения споров и защитить свои права, отметила руководитель службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного Ольга Крайнова. В отношении этих компаний финансовый уполномоченный зачастую не может рассмотреть спор по существу и вынести обоснованное решение, поясняет она.

Список нарушителей служба финансового омбудсмена направила в Банк России. Представитель ЦБ подтвердил «Ведомостям» получение информации от финуполномоченного. По его словам, на ближайшем заседании совета службы этот вопрос будет рассмотрен и будут выработаны меры для разрешения ситуации. Если потребуется содействие Банка России, регулятор готов оказать помощь финансовому омбудсмену в рамках своих полномочий, отметил он. Согласно ст. 74 закона о ЦБ, если кредитная организация нарушает законодательство, регулятор может направить ей предписание, назначить штраф в размере 0,1% уставного капитала или же ограничить проведение операций на срок до полугода.

187 386

обращений потребителей поступило в службу омбудсмена за 2020 г. 

Конкретное наказание за игнорирование взаимодействия со службой финомбудсмена законодательно не установлено, говорит управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Тем не менее это не значит, что банки, МФО, ломбарды, страховые и иные организации, которые обязаны такое взаимодействие наладить, могут бесконечно игнорировать закон.

Институт финансового омбуд­смена создан Банком России для решения споров потребителей (в пределах 500 000 руб.) в досудебном порядке. Он начал свою работу в июне 2019 г. и пока что рассматривал в основном споры в отношении страховщиков и МФО. Потребителю, недовольному предоставленной услугой, перед подачей иска к банку или страховщику придется сначала обратиться к омбудсмену – бесплатно. Правда, перед этим клиент должен обратиться с претензией в саму компанию. Жалобу омбудсмен обязан рассмотреть за 15 рабочих дней, его решения обязательны для компаний.

За 2020 г. в службу омбудсмена поступило 187 386 обращений потребителей, из них 185 501 – в отношении страховщиков, 834 – в отношении МФО. 60% заявителей получили отказ в рассмотрении обращения из-за нарушения порядка обращения к омбудсмену.

Банки из списка нарушителей омбудсмена в основном небольшие и фокусируются на работе с корпоративными клиентами: Чайнасельхозбанк, Синко-банк, Коммерцбанк, «Арзамас», российская «дочка» JPMorgan. Банки «Центр-инвест», «Гефест» и «Кузнецкий» из перечня занимаются обслуживанием и кредитованием граждан в том числе. «Ведомости» направили запрос в эти банки, связаться с «Гефестом» оперативно не удалось. В списке также присутствуют небанковские кредитные организации, обеспечивающие расчетное обслуживание. Также в перечне есть банк непрофильных активов «Траст» – его представитель сообщил, что банк подключил личный кабинет, не уточнив, когда именно. В службе омбудсмена напомнили, что данные из реестра актуальны на 12.00 по московскому времени 1 июля.

В подготовке статьи участвовал Вадим Арапов