Можно ли снизить комиссии за обслуживание карт

На мировом рынке эквайринга лидируют специализированные компании, а не банки

Новости торгового эквайринга в последние несколько лет представляли собой исключительно оптимистичные отчеты: стремительное развитие, внедрение новых сервисов, рост безналичных транзакций. СМИ подчеркивали, что платежные системы и банки развивают эквайринг – создают новые карточные продукты, привлекают клиентов кэшбэком, бонусами, милями и скидками.

А торгово-сервисные предприятия (ТСП), наоборот, нередко ругали за нежелание работать по-новому. И вот официально, на самом высоком уровне, прозвучало: ТСП вынуждены платить высокую комиссию за эквайринг. Разгорелись дискуссии, участники рынка делятся своими расчетами ставок и мнениями.

Эти споры показывают, что проблема существует. Ритейл ставкой недоволен, но не поспоришь и с тем, что именно высокие комиссии позволяют развивать эквайринг, поощрять конечного покупателя бонусами и выпускать новые карточные продукты. Банку невыгодно работать с мелкими и микропредприятиями: затраты на их привлечение и обслуживание высокие, а комиссионные доходы – низкие. А микробизнес, в свою очередь, «не тянет» эквайринг из-за высоких ставок, ведь чем меньше оборот, тем выше ставка.

Как решить эту дилемму?

В сегодняшних дискуссиях много вспоминают зарубежный опыт государственного регулирования сферы платежей. Да, во многих странах размер межбанковской комиссии ограничен законодательно, и это позволяет удерживать низкую комиссию: в Европе, например, – 0,2–0,3%. Но это еще не все. На Западе у банков уже нет актуальной для нас задачи популяризации безналичных платежей, а значит, нет необходимости тратить деньги на привлечение клиентов. Кроме того, банки зарабатывают в основном не на эквайринговой комиссии. В развитых странах за товары и услуги платят в основном кредитками. А кредитная карта – это по сути аналог потребительского кредита, самого выгодного для банков продукта. Получается, что «у них» банки не несут таких расходов, зато получают дополнительные доходы. В России же доля кредитных карт в общем объеме эмиссии крайне мала.

На Западе развита другая модель обеспечения эквайринга. Значительную долю рынка платежных услуг занимают PSP-компании – payment service providers, поставщики платежного сервиса. PSP является посредником между банками и бизнесом, осуществляя поставку и обслуживание платежного оборудования. Иными словами, обслуживание эквайринговых сетей передается на аутсорсинг.

Возьмем рейтинг The Nilson Report «150 крупнейших эквайеров мира по итогам 2017 г.». На первом месте не банк, а PSP-компания Worldpay Group, которая провела более 33,4 млрд транзакций (в 2018 г., по информации самой компании, – уже более 40 млрд в 146 странах в 126 валютах). Остальные участники рейтинга значительно отстают от нее по количеству транзакций. На 2-м и 3-м местах – банки (JPMorgan Chase и Bank of America с 21,9 млн и 16,6 млрд транзакций соответственно), а на четвертом – опять PSP-компания, First Data с 14,8 млрд транзакций. First Data была основана еще в 1969 г. и сегодня осуществляет 45% всех карточных операций в США, сотрудничает с 4000 финансовых учреждений, обслуживает 6 млн ТСП.

Потребители все активнее платят картами и онлайн, что обеспечивает быстрый рост сектора платежей и их обслуживания. Это привлекает повышенное внимание к самому сектору. На этой неделе было объявлено, что Worldpay станет участником крупнейшей сделки на рынке платежных систем – ее за $35 млрд (с учетом долга – за $43 млрд) приобретет финансовая корпорация Fidelity National Information Services. А в январе оператор платежей Fiserv договорился о поглощении First Data за $39 млрд, включая долг.

Банки на Западе не только зарабатывают на картах, но и значительно снижают свои расходы за счет «коробочного» обслуживания, которое предоставляют PSP. Кроме того, банку не нужно закупать оборудование для ТСП, которые приобретают его сами, и, как правило, ниже закупочной цены.

Будет ли эта модель развиваться в России? Пока сказать сложно. Для нашей страны характерно умение работать в режиме мультизадачности. Тогда как за границей принято, что каждый член команды отвечает за свой участок ради общего результата. В бизнесе тоже многое делается силами компании, а посредники игнорируются. В нашем понимании посредник – это зачастую лишние затраты, головная боль и потеря контроля. Однако профессионалы способны более эффективно решить стоящие перед рынком глобальные задачи, что мы видим по лидирующим позициям PSP-компаний в секторе эквайринга.

Кроме того, на наших глазах в России начинает развиваться еще одна перспективная модель – QR-платежи. QR-коды будут использоваться в Системе быстрых платежей, и официально заявлено, что ЦБ готов контролировать ставку внутри системы, чтобы не допускать ее повышения. Скорее всего, это придет к развитию QR-платежей.

Ситуация на рынке торгового эквайринга сегодня мотивирует искать и развивать новые решения, которые выгодны всем участникам процесса. Очевидно, что ни одна из сторон не может оказаться в невыгодном положении – это рано или поздно негативно скажется на рынке в целом. Возможно, благодаря сегодняшним публичным дискуссиям на эту тему мы изменим свой взгляд на посредников. Может быть, у нас приживется китайский опыт QR-платежей, когда число участников цепочки, наоборот, сведено к минимуму. А может быть, мы найдем свой особый путь.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.