Читайте также
Вклад в образование. Зачем российские бизнесмены открывают школы для чужих детей
Потеряться в работе. Как сотрудники НКО справляются с профессиональным выгоранием
«Учись, ни на кого не смотри». Успешные истории выпускников детских домов, поступивших в московские вузы

«Долгое время делал пожертвования тайно». Как и почему предприниматели вкладываются в благотворительность

Бизнесмены рассказали, с чего начали помогать
RODNAE Productions / Pexels

В этом году Россия заняла 67-е место в мировом рейтинге благотворительности. Исследование проводилось в 114 странах, оценивались три ключевых параметра: денежные пожертвования в благотворительные организации, волонтерство, оказание помощи нуждающемуся незнакомому человеку. Еще пять лет назад Россия занимала 124-е место среди 139 стран, участвовавших в исследовании.

Сфера развивается и благодаря бизнесу. Согласно опросу Mail.ru, около трети компаний, представляющих средний и малый бизнес, участвуют в благотворительности. 40% компаний помогают деньгами, 29% – передают одежду, продукты и другие вещи первой необходимости, четверть – работают на волонтерских проектах. 17% опрошенных заявили, что благотворительность – это часть корпоративной культуры компании, в которой они работают.

В 2020 г. из-за пандемии многие компании сократили отчисления или вовсе от них отказались. В первые месяцы карантина у каждой пятой НКО объем пожертвований упал на 80%. «Город» поговорил с предпринимателями и узнал, что их мотивирует помогать другим даже в кризис.

Михаил Бондарев

Генеральный директор сети школ иностранных языков BKC-IH

Личный архив

Предприниматель, основатель сети школ иностранных языков BKC-IH Михаил Бондарев первые шаги в благотворительности сделал более 35 лет назад. Будучи верующим человеком, он начал с частных пожертвований церкви, детским домам, а вскоре стал помогать Российской детской клинической больнице (РДКБ). О РДКБ он узнал благодаря своей сотруднице Анне Климочкиной, которая на тот момент уже помогала клинике. Встреча с онкобольными детьми стала судьбоносной для бизнесмена, на первых порах он помогал РДКБ как частное лицо, а через несколько лет основал фонд «Шередарь», который стал оказывать поддержку детям, пережившим рак.

– Я долгое время делал пожертвования тайно, даже родные об этом не знали. Мне кажется, помогать – это совершенно естественно. Это то, что мне действительно приносит искреннюю радость. Сначала я мог оставаться в тени, а сейчас, когда все приняло такие масштабы, это невозможно.

Идея открыть благотворительный фонд и создать специализированный центр, куда бы дети могли приезжать на реабилитацию, принадлежала создателю и первому директору фонда «Подари жизнь» Галине Чаликовой, с которой Михаил был знаком по работе с РДКБ. Именно она подтолкнула бизнесмена к этому решению.

– Во время болезни у детей не только ослабевает организм, но и травмируется психика. В России не было центра, где они могли бы восстанавливаться – в первую очередь психологически. Сегодня все программы для детей, переживших рак, абсолютно бесплатны.

Бюджет фонда состоит из трех ключевых направлений: порядка 75% – это прибыль от коммерческих программ (курсы английского языка, которые проводятся на базе центра летом), 20% – средства от сети BKC-IH, 5% – пожертвования и государственные гранты. В 2020 г. пришлось приостановить большую часть проектов.

– Мы успели провести в 2020 г. только одну программу для сиблингов, здоровых братьев и сестер детей, перенесших онкологические заболевания. В марте 2020 г. мы остановили проведение программ, оставив только программы в РДКБ. Весной 2021 г. провели несколько врачебных выходных – это программы, направленные на профилактику эмоционального выгорания для врачей РДКБ. Медперсонал с семьями могли приехать на выходные в «Шередарь» и отдохнуть. Провели благотворительный кинофорум «Шередарь», цель которого – привлечь внимание к социально ориентированным проектам. 9 сентября к нам на реабилитацию заедут семьи вместе с переболевшими раком детьми, им будет оказана психологическая помощь, в октябре – дети, в ноябре – подростки.

По словам предпринимателя, благотворительная деятельность положительно сказывается на репутации компании и повышает лояльность персонала.

– Как-то раз Владимир Путин высказался в поддержку «Шередаря», это, конечно, помогает поддерживать отношения с чиновниками.

К тому же то, что часть выручки ВКС идет на работу фонда, влияет на мотивацию сотрудников. Людям ценно осознавать, что они причастны к чему-то важному. И прибыль компании, в которой они работают, идет не на яхту учредителю, а на благое дело. Сейчас молодежь совсем другая, люди социально ответственны. Меня часто спрашивают, как заниматься благотворительностью. Обернитесь вокруг и просто помогите тем, кто рядом.

Юлия Федоришина

Сооснователь сети семейных ресторанов Ribambelle

Личный архив

Детство ресторатора Юлии Федоришиной, по ее признанию, было скромным. Это повлияло на ее становление как личности.

– Я всегда знала, что кому-то повезло еще меньше. Мне хотелось поддержать тех, кому это действительно нужно. В благотворительность я пришла больше 15 лет назад, как только начала зарабатывать.

Предпринимательница уверена, что намного эффективнее не только, следуя эмоциональному порыву, оказывать точечную поддержку, но и помогать фондам системно: «Фонд – это большая структура, деньги нужны на администрирование процессов, маркетинг, пиар».

Ribambelle не раз участвовала в различных благотворительных акциях, сотрудничала с фондами «Подари жизнь», «Линия жизни», предоставляя свою площадку для благотворительных акций. В пандемию Ribambelle стала готовить обеды для врачей совместно с фондом «Доступ». Более трех лет компания сотрудничает с фондом «Хранители детства», который помогает подросткам из неблагополучных семей и детских домов устроиться на работу, найти свою профессию и получить образование. Сама Федоришина является попечителем фонда с 2018 г.

– Я случайно узнала, что моя давняя знакомая Александра Андриевских работает в фонде, мы созвонились, и я с радостью согласилась стать попечителем. Сегодня мы берем подростков на стажировку в Ribambelle, чтобы они могли получить опыт работы поваром или кондитером. Если ребенку понравилась практика, то мы отправляем его на профессиональные курсы за свой счет. Мы за то, чтобы давать удочку, а не рыбу. Потом берем к себе этих ребят на работу. Таким детям сложно адаптироваться в социуме, и мы им тоже в этом помогаем. Курсы обходятся компании в сумму от 15 000 до 50 000 руб. в зависимости от программы. Сегодня в Ribambelle работают три человека, попавшие в компанию благодаря работе с фондом «Хранители детства».

На благотворительность тратится порядка 5% от прибыли компании.

– Для сотрудников очень важно, что мы социально ответственный бизнес. Команду окрыляет, что своими действиями они могут помогать кому-то каждый день.

Дарья Алексеева

Основательница Charity Shop

Charity Shop

До открытия своего бизнеса Дарья Алексеева работала в некоммерческом секторе и планировала и дальше оставаться в нем. Она хотела создать финансовый инструмент, который позволит привлекать деньги в фонды, но при этом результат будет устойчивым и прогнозируемым, чтобы не зависеть от грантов и пожертвований. В 2014 г. она открыла секонд-хенд брендовой одежды Charity Shop, сегодня сеть насчитывает семь магазинов в Москве, Ярославле, Костроме и Ростове Великом, и часть прибыли компании идет на финансирование благотворительного фонда «Второе дыхание». Фонд передает одежду нуждающимся, отправляет вещи на переработку, а также помогает трудоустроиться людям из незащищенных групп населения. Суммарно в Charity Shop и фонде «Второе дыхание» более 100 сотрудников, из них 14 – представители социально незащищенных групп.

– Изначально проект задумывался как инструмент для привлечения финансирования в благотворительные проекты, а не как экологическая инициатива. Но по мере роста компании все сложнее было игнорировать гигантские объемы вещей в плохом состоянии, которые невозможно никак использовать и можно лишь отправить на полигоны. Поэтому мы начали искать решения для себя, а позже масштабировали наработки и стали продавать услуги по переработке текстиля крупному ритейлу.

Реализация этих вещей позволяет финансировать социальные и экологические проекты. В среднем продажа 1 кг вещей позволяет окупить передачу на благотворительность около 25 кг одежды. 20% доходов от розничных продаж перечисляются в фонд «Второе дыхание».

– Благотворительность изначально была в ДНК нашего бизнеса, и по-другому его делать неинтересно. Правда, за семь лет акцент сместился от благотворительности к устойчивому развитию – теперь в фокусе не только помощь другим организациям, но и экологическая повестка.

По словам Алексеевой, пандемия не нанесла серьезного ущерба бизнесу, несмотря на временное закрытие магазинов, удалось быстро восстановиться и даже улучшить некоторые сервисы. За 2020 г. компания передала на переработку 263 т одежды.

– Большая часть была переработана нашими партнерами на текстильных комбинатах и в нашем цехе в Костроме. Мы провели несколько этапов исследований в области переработки синтетического текстиля, в результате которых удалось выделить технологию переработки текстиля в гранулы. В перспективе будет создана новая компания для развития этого направления.

Самое популярное
Наш город
Собянин: в «Коломенском» будет создано уникальное современное пространство
Реконструкция московского музея-заповедника должна завершиться в 2026 году
Умный город
В Москве завершилась первая программа обучения бизнеса выходу на фондовый рынок
Выпускниками стали 40 компаний
Свободное время / Галерея
Какие животные недавно появились в Московском зоопарке
Среди новоселов – китоглавы, кайман и детеныши капибар
Наш город
В Москве прошел цирковой фестиваль и поехали новые электробусы – хорошие новости
Только положительные события в конце рабочей недели
Свободное время
Концерты, лекции и игры: как бизнес участвует в главном летнем фестивале Москвы
В ближайшие выходные пройдут спортивные тренировки и творческие мастер-классы
Свободное время
Куда пойти в выходные 27–28 июля
Только интересные события в Москве
Наш город
Пассажиры МЦД совершили 1 млрд поездок
Больше всего людей воспользовались вторым диаметром
Наш город
В Москве стартует выставка о цифровых технологиях города
На ней можно будет познакомиться с передовыми IT-проектами столицы
Горожане
Сделать источником вдохновения: как справляться с многозадачностью
Генеральный директор «Юнирест» Татьяна Шаманская – о важных привычках для успешного управления бизнесом
Наш город
Как гранты мэра Москвы помогают внедрять новые технологии в медицине
За два года поддержку получили 142 проекта научно-исследовательских команд
Наш город
Москва со вкусом: как город помогает развиваться ресторанам и кафе
C начала 2024 года в столице открылось 600 новых точек общепита
Свободное время
Неудобные вопросы и вдумчивое чтение: три книги для сезона отпусков
Произведения, которые стоит взять с собой на отдых
Свободное время / Интервью
Эмиль Омаров: «Отечественное виноделие сделало огромный шаг вперед»
Дагестанский винодел – о подвалах графа Воронцова, помогающих развивать туризм
Наш город
С заботой о пациентах и врачах: как развивается столичное здравоохранение
Ожидаемая продолжительность жизни в Москве превысила 79 лет
Свободное время
Фильмы и шоу с каскадерами: как пройдет Московская международная неделя кино
Более 200 мероприятий будут проходить ежедневно в рамках фестиваля в столице