Читайте также
Начать сначала. Почему москвичи меняют работу
Принятие ограничений — шаг к успеху. Как перестать ставить перед собой чужие цели
«Долгое время делал пожертвования тайно». Как и почему предприниматели вкладываются в благотворительность

Как российские фонды помогают женщинам, потерявшим мужей в пандемию

«Иногда вдовам нужно, чтобы их не спасали, а просто выслушали и морально поддержали»
Максим Стулов / Ведомости

От государства российские вдовы с детьми получают страховую пенсию по потере кормильца. Однако самая серьезная проблема потери кормильца вовсе не финансовая. На фоне высокой смертности стали востребованы благотворительные фонды, помогающие женщинам, потерявшим мужей из-за коронавируса. Они оказывают женщинам адресную психологическую и юридическую помощь.

Культура горевания

«В нашей стране нет культуры горевания. Сначала окружающие сочувствуют, но уже через пару месяцев вдовы начинают слышать фразы: «Держись, у тебя же дети!», «Ты молодая, еще нового мужа найдешь», – рассказывает Кира Косыгина, основавшая в 2016 г. фонд «Жизнь... продолжается». – Многие, наоборот, сторонятся, как будто боятся «заразиться». Поддержать человека в горе – большой труд. А у женщин есть потребность говорить о своей утрате».

В фонде Косыгиной открыты четыре группы психологической поддержки, где еженедельно на протяжении трех месяцев проходят занятия с психологом. В пандемию группы стали набираться быстрее – в чате вдов фонда появляется объявление, и за два дня группа уже сформирована. Через полгода участниц приглашают снова, так как возникают новые вопросы и темы для обсуждения. Кроме того, у каждой группы есть свой отдельный чат, в котором женщины общаются, некоторые начинают дружить, встречаются офлайн. По словам Косыгиной, вдовы также часто обращаются с вопросами о наследстве, пособиях – фонд сотрудничает с юридической фирмой, которая оказывает поддержку pro bono.

Unsplash

Другой фонд, «Словом и делом», основали в 2017 г. две подруги – Елена Лепешонок и Александра Старостенко. «Когда возникла эта идея, мы стали искать организации, которые оказывают подобные услуги, – говорит Старостенко. – Выяснилось, что таких фондов в нашей стране практически нет». В этом фонде вдов консультируют по социально-правовым вопросам, есть индивидуальные консультации с психологом и группы психологической поддержки, каждая из которых работает в течение месяца. Разделения по возрасту в группах нет. «Женщины постарше делятся жизненным опытом с более молодыми, а те, в свою очередь, – энергией и мотивацией жить дальше», – говорит Лепешонок. Также фонд запустил программу «Равный – равному», на которой женщины-лидеры обучаются оказывать поддержку вдовам в своем регионе. Только за 2021 г. в фонд обратилось около 200 женщин, вдвое больше, чем в 2020 г. «Мы связываем такое большое количество обращений с ковидом и с переходом на онлайн-формат, – отмечает Лепешонок. – Теперь женщина, находясь в любом городе, может получить необходимую помощь. На онлайн-группы психологической поддержки у нас очередь».

Выслушать и поддержать

Москвичка Ольга Крапивина решилась на собственный Instagram-проект «Без слез» через несколько лет после гибели супруга. Сначала она планировала проводить прямые эфиры с приглашенными экспертами, поддерживать женщин в личных сообщениях в чате и WhatsApp. Но со временем вместе с Косыгиной они стали организовывать и офлайн-встречи. Несмотря на пандемию, переходить полностью в онлайн Крапивина не собирается. «Я решила реконструировать библейскую традицию «красного шатра», куда женщины уходили заботиться друг о друге, – рассказывает Крапивина. – У нас проходят регулярные встречи на Цветном бульваре. Профессиональные психологи на них не присутствуют. Иногда вдовам нужно, чтобы их не спасали, а просто выслушали и морально поддержали».

Анна Талызина овдовела в 2019 г. После смерти мужа родственники и друзья не оставляли ее одну: звонили, вытаскивали на встречи, часами выслушивали горестные монологи. «Моя соседка тоже вдова. Общаясь с ней, я поняла, что мне не хватает поддержки от женщин, оказавшихся в такой же ситуации», – вспоминает Талызина. Она стала искать информацию в интернете, узнала о фонде «Словом и делом». Вскоре ей предложили самой помогать вдовам и принять участие в семинаре «Жить дальше». На встрече психолог Елена Картавенко рассказала о том, как мягко поддерживать женщин в горе и каких правил лучше придерживаться: нельзя обесценивать чужое горе, давать непрошеные советы, назначать лечение.

Участницам семинара объясняли, как создавать аккаунт для поддержки других вдов и правильно наполнять его контентом. Руководители фонда также проводили супервизии, на которых обсуждали особенно острые темы, давали рекомендации по восполнению собственного ресурса. После курса Анна Талызина создала в Instagram аккаунт «Жить и любить» и чат поддержки, в котором состоят вдовы из других городов и стран. Сейчас к чату присоединяется много женщин, которые потеряли супруга из-за коронавируса, причем есть совсем молодые женщины, оставшиеся с несколькими детьми. «Бывает, женщины не хотят вступать в чат, предпочитают прожить свое горе в одиночестве, – говорит Талызина. – Или, пообщавшись какое-то время, удаляются. Я с ними списываюсь, выясняю, почему они приняли такое решение. Некоторые говорят, что им тяжело постоянно читать про чужую боль. Тогда я предлагаю личные встречи». Сейчас Талызина получает профильное образование и в дальнейшем планирует оказывать профессиональную психологическую помощь.

Острые темы

По словам Крапивиной, одна из самых болезненных тем для вдов – чувство вины. Большинство женщин считают, что могли бы спасти любимого человека, если бы вызвали вовремя врача или настояли на обследовании. Супруг москвички Татьяны Куликовой умер от коронавируса в первую волну пандемии. Изначально ему поставили неправильный диагноз, поэтому время на лечение было потеряно. Когда муж оказался в больнице, у него уже было обширное поражение легких. «После его смерти меня долго не оставляло чувство вины за то, что он был в реанимации один. Я постоянно представляла себе, какое одиночество и страх он пережил. Хотя умом, конечно, понимаю, что просто не могла быть там с ним», – говорит Куликова. В таких ситуациях психологи фондов рекомендуют вдове написать письмо супругу о том, что ее больше всего беспокоит, попросить прощения и поблагодарить за все хорошее, что было в их совместной жизни.

freepik.com

Часто в группах поддержки говорят о том, как воспитывать детей, не пытаясь заменить им папу, как правильно говорить с ними об утрате. Поднимаются вопросы о том, что делать с вещами умершего супруга и о самопомощи. «Самое сложное пережить первый год, который ты проживаешь по-новому, без мужа: праздники, дни рождения, Новый год, – говорит Куликова. – Я, например, полностью загрузила себя работой. Какое-то время это спасало от депрессии». Чтобы выйти из состояния горя после потери, психологи рекомендуют женщинам заставлять себя чем-то занять в свободное время: больше выходить на улицу, гулять в парках, посещать тренажерный зал.

Еще один важный аспект – отсутствие у вдовы официального статуса. В российских паспортах можно отражать факт замужества, но, когда женщина становится вдовой, в документе ничего не меняется. «При заполнении любой анкеты женщина впадает в ступор, какую галочку ей поставить, замужем или нет. Психологически это тяжело – непонятно, когда ты имеешь право снова знакомиться с мужчинами. Не будет ли это предательством?» – отмечает Крапивина. Зачастую вступление в новые отношения после потери мужа или повторный брак – социально неодобряемая история, особенно в маленьких городах. Поэтому некоторые женщины стараются этот факт не афишировать.

Часто в ситуациях потери женщины отмечают важность не только слов поддержки, но и каких-то добрых поступков со стороны близких. Вдовы рассказывают, что кому-то присылали цветы, привозили еду, подруга одной женщины оплатила ее сыну секцию по ушу, сказав, что это ее вклад в мужское воспитание парня. Оказалось, что лучшая поддержка – конкретные действия, помощь в небольших делах, даже если сама женщина об этом не просила.

Самое популярное
Наш город / Мнение
От мехов к монохрому: как за 25 лет изменилась столичная мода
Эксперт в области моды Илектра Канестри – об эволюции стиля москвичей
Городская недвижимость
Город по вертикали: почему в Москве становится больше жилых небоскребов
С конца 90-х вместе с качеством девелоперских проектов растет и высота новостроек
Свободное время
Куда пойти в выходные 12–13 октября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Наука зарабатывать: 14 вузов Москвы присоединились к сервису для связи с бизнесом
Хаб Московского инновационного кластера поможет внедрять разработки в реальный сектор экономики
Горожане
Иван Туринге: «Отсутствие в городе пестрящей рекламы – это просто божественно»
Гуляем по Москве с сооснователем и гендиректором «МТС Юрент»
Наш город
Город и бизнес: Москва получила премию Global Innovation & Tech Excellence Awards
Международное жюри отметило программы государственно-частного партнерства
Умный город
Оптимизация в деле: как столичные предприятия перезагружают производство
Более 7 млрд рублей сэкономил московский бизнес благодаря нацпроекту «Производительность труда»
Наш город
В Москве планируется запуск единой системы контроля качества водных объектов
Город уже предпринял масштабные шаги по модернизации очистных сооружений
Наш город
Московский ренессанс: как в городе возвращают к жизни исторические здания
В столице в работе реставраторов сейчас находятся 500 объектов культурного наследия
Наш город
В Москве начали подключать отопление
Первыми тепло получат социальные объекты столицы
Наш город
Модный договор: более 50 стран в Москве создали новую федерацию БРИКС
В ее задачи войдут углубленное партнерство, устойчивое развитие и поддержка молодых специалистов
Наш город
Детсады, поликлиника, ледовый дворец: какие соцобъекты построят в ТиНАО
Сергей Собянин рассказал о проектах в новой Москве
Свободное время / Галерея
Как прошла выставка «Наследие» в рамках BRICS+ Fashion Summit
Она состоялась в московском «Зарядье»
Свободное время
Что слушать этой осенью: опера про Оппенгеймера и «Мастер и Маргарита» в Большом
Главные события в мире музыки, которые порадуют москвичей этой осенью
Наш город
Во второй половине октября в Москве ожидается снег
Медики рекомендуют москвичам сделать прививку от гриппа и COVID-19