Читайте также
Куда пойти в выходные 20-21 августа
Форсаж по-московски. Где легально похулиганить за рулем и посоревноваться с пилотами «Формулы-1»
Спорт джентльменов. Где играть в гольф недалеко от Москвы

Как волонтеры стали главными в создании фестивалей

​​«Ведомости. Город» рассказывает о летних ивентах, проведение которых невозможно без помощи добровольцев
Евгений Разумный / Ведомости

Волонтеры сегодня стали неотъемлемой частью фестивалей, спортивных ивентов и конференций. Рассказываем о трех крупных летних опен-эйрах, где волонтеры-энтузиасты годами создают настоящее событие, привносят в его проведение собственные идеи, формируют атмосферу мероприятия. Например, именно волонтеры сделали возможными кинопоказы в сотнях городов мира или ночи авторской анимации в российских лесах.

«Сохранить некоммерческий «вайб»

Десятый фестиваль авторской анимации «Бессонница» прошел в июле в Калужской области. Это опен-эйр, за четыре ночи около 15 000 зрителей смогли посмотреть несколько сотен российских и зарубежных мультфильмов – увидеть можно работы, которые демонстрируются на крупнейших мировых анимационных фестивалях, дипломные и курсовые молодых аниматоров и творения мастеров-классиков. Экраны для показа устанавливаются на большой поляне в лесу, а рубка оператора находится прямо перед экранами и выглядит, как фрагмент «Шуховской башни». Программный директор «Бессонницы» Павел Шведов рассказал, что авторы «прислали около 2000 анимационных фильмов, из которых было выбрано порядка 150 сильнейших образцов авторской анимации и музыкального видео».

Виктор Правдивцев

Фестиваль десять лет назад создала группа друзей как камерный небольшой ивент, в этом году его работу организовывали уже около 1000 волонтеров. Они занимаются абсолютно всем – администрированием, возведением инфраструктуры, сбором мусора, оформлением поляны для показов. «Идея фестиваля с самого начала была не про деньги, а про собственное удовольствие, событие, к которому хочется примкнуть», – рассказывает сооснователь фестиваля Антон Стружков.

Алексей Михайлов

Оформлением поляны занимаются команды художников, которые тоже работают как волонтеры – они предлагают свои проекты для размещения на пространстве фестиваля. Авторам самых интересных объектов могут компенсировать стоимость материалов: на фестивале работает грантовая система. Например, не первый год подряд на фестивале устанавливается «стимпансковская» карусель с механическим приводом – «Карусель Заря», которая «ездила» и на крупнейший в мире фестиваль искусств Burning Man. На «Бессоннице» на ней не только можно покататься, она используется и как одна из музыкальных сцен. Вновь вернулся и огромный деревянный самолет «Ветер крепчает», также была установлена гигантская цифра «X» – римская цифра как символ десятой «Бессонницы» и «неопределенности окружающего мира».

Фестиваль создается на средства, полученные от продажи билетов, аренды торговых мест и дополнительных услуг, таких как платные кемпинги и автобусные трансферы. Но в первые годы вход на фестиваль был бесплатным. 

Виктор Правдивцев

«Затем мы поняли, что теряем то, ради чего делаем фестиваль, – личный кайф, его трудно достичь, когда постоянно думаешь, что где достать», – рассказал Стружков. «Многие были против введения платы, ведь мы же волонтерский фестиваль, – рассказывает сооснователь «Бессоницы» Дмитрий Кучев. – Но в результате гости восприняли это даже с воодушевлением, посещаемость не уменьшилась». Так у проекта появились стабильные средства на строительство, обеспечение комфорта посетителей и волонтерского быта. «К нам приезжает практически население маленького города, необходимо соответствовать городским понятиям комфорта, хотя мы и в лесу», – отмечает Кучев. Каждый год аудитория фестиваля вырастает примерно на 2000 человек. 

Виктор Правдивцев

«А вот спонсорские истории не очень «заходят»: спонсору нужна яркая реклама, а нам важно, чтобы все было органично встроено в канву фестиваля, – отмечает Стружков. – И у нас до сих пор нет никакой рекламной кампании. Максимум мы делаем продвижение через соцсети, но исторически наше расширение аудитории – это «сарафанное радио».

За годы проведения фестиваля команды волонтеров стали более-менее постоянными. «И у нас развилась система передачи опыта новым людям, их берут «под крыло» и проводят с ним серьезную работу, – делится один из организаторов фестиваля Геннадий Кушнир. – Получается классный баланс между сепарацией отдельной команды и одновременно ее связи со всеми составляющими фестиваля».

Сергей Алейников

Например, за экологию уже несколько лет отвечает волонтерский экологический проект, участники которого называют себя «хатифнаттами». «Они не только держат всю площадку в чистоте, но реально делают так, что после фестиваля оставляют лес еще более чистым, чем он был до него, – рассказывает Стружков. – Однажды «хатифнатты» вывезли гору мусора, которую оставили после себя рыбаки на своей стоянке». «Благодаря «хатифнаттам» вся команда фестиваля стала серьезно относиться к экологической составляющей, – отмечает Кушнир. – Например, наши технические службы следят, чтобы горюче-смазочные материалы не попадали в почву, и мы ввели капшеринг». Капшеринг – это аренда посуды: на фестивале запрещено использовать одноразовые пластиковые стаканчики, которые составляют значительную часть отходов. Из-за отказа от пластиковых стаканчиков объем мусора, который вывозится после фестиваля, уменьшился – в 2019 году волонтеры собрали 65 кубометров вторсырья, а в 2021 ― 52 кубометра. «А при этом количество гостей увеличилось», – отмечает Кушнир.

«Уже не та легкая инициатива снизу»

«Сейчас волонтерство на фестивалях воспринимается больше как организационная помощь – встретить гостей, что-то раздать, поэтому я бы не стал называть тех, кто работает с нами, волонтерами, их задачи гораздо шире, – рассказывает создатель и генеральный продюсер «Фестиваля уличного кино» Александр Щеряков. Фестиваль появился во Владивостоке в 2014 году. Тогда его основатели – супруги Александр и Маргарита Щеряковы – на дальнобойной фуре проехали по 15 российским городам, где устраивали показы короткометражных фильмов под открытым небом.

«Мы понимали, что в одиночку эту историю не вытянем, и через социальные сети выходили на отраслевые сообщества, энтузиастов кино и на людей, которые занимаются своим бизнесом, но хотят в свободное время еще что-то сделать, предлагали им включиться в фестиваль, – рассказывает Щеряков. – Можно было войти в оргкомитет в своем городе, помочь наполнить фестиваль программой, помочь с техникой или устроить площадки для показа».

wsffest.com

В 2015 году, на следующий после старта фестиваля год, показы прошли в 47 городах в 12 странах мира, а фестивальная фура проехала от Владивостока до Лиссабона. Еще через год в сетке показов было около 300 городов. В этом году организаторы надеются провести фестиваль в 1100 населенных пунктах и собрать около 400 000 зрителей.

Для участия в конкурсе в этом году представлены девять работ молодых авторов, которые ранее не были показаны публике. Их выбирали эксперты из более 1000 заявок авторов фильмов. Победителей конкурса выбирают зрители – после показа они голосуют за понравившиеся фильмы светом фонариков, а специальное устройство, люксметр, измеряет уровень света. В конце сезона уровень света во всех городах будет подсчитан, а автор фильма-победителя получит 1,5 млн рублей, которые сможет потратить на свою следующую режиссерскую работу.

vk.com/wsffest

В 2022 г. «Фестиваль уличного кино» проходит с 29 июня и до конца сентября. Показы уже прошли более чем в 200 российских городах, среди которых Барнаул, Пенза, Новосибирск, Кемерово, Челябинск, Брянск, Рязань и Якутск. Впереди Тверь, Ярославль, Иваново, Владивосток и многие другие.

Первые четыре года с момента создания фестиваль рос, исключительно опираясь на сообщество добровольцев – их также искали в тематических сообществах, соцсетях, «старые» волонтеры приводили новых. «На проведение фестиваля мы собирали деньги вскладчину, мы никому не платили, никто нам не платил, – говорит Щеряков. – Но понемногу мы росли, фестиваль «заматерел» и превратился в большой индустриальный проект, у нас появились спонсоры, мы начали выигрывать гранты». Тогда организаторы решили, что фестиваль – «уже не та легкая инициатива снизу, каким его начинали»: «В фестиваль оказалось вовлечено очень много людей, появились риски – бывает, что за полгода вы договорились с кем-то о показе, а за пару дней до него у человека меняются обстоятельства».

vk.com/wsffest

Сейчас фестиваль проводится с помощью коммерческих команд, которые получают зарплату за организацию показов, также организаторы договариваются о показах с муниципальными властями и их подведомственными домами культуры. Но сохранилось и волонтерское направление: любой желающий может связаться с организаторами и предложить им свою помощь в организации фестивальных показов в городе, где они не проводились. 

«За девять лет у нас сформировалась уже армия энтузиастов по всей стране, с которыми мы работаем из года в год, – отмечает Щеряков. – При этом самые интересные истории рождаются как раз на волонтерском направлении. Если «коммерческие» ребята и городские дома культуры делают хорошие классические показы, то волонтеры готовы к экспериментам. Например, именно организаторы-волонтеры могут взять и сказать: а давайте возьмем баржу и проведем показ с нее, а зрители будут сидеть у кромки воды. И именно такой показ и состоялся в одном из городов. Вообще, местом для показа может стать что угодно – парк, пустырь, гараж».

vk.com/wsffest

Желающие провести показы в своем городе могут написать организаторам, им предоставят программу фестиваля, информацию о них, макеты афиш и чек-лист того, что необходимо для организации фестиваля.

«Не представляем без волонтеров ни одного фестиваля»

В конце июля в арт-парке деревни Николо-Ленивец состоялся фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» – это международный проект, который существует с 2006 года, его автором является художник Николай Полисский. В нем приняли участие около 300 дизайнеров, архитекторов и художников. «Фестиваль остается верен своим утопическим представлениям о том, что исправить любую проблему в большом (внешнем) мире можно, собравшись вместе и сыграв один большой спектакль-фестиваль, – написал в манифесте фестиваля Полисский. – «Архстояние»-2022 о том, как пережить темную ночь, чтобы в конце ее встретить яркий рассвет».

Максим Стулов / Ведомости

При создании арт-объектов фестиваля художникам помогают люди, которые находятся в штате парка «Никола-Ленивец», но если объем работ превосходит внутренние ресурсы, то привлекают дополнительно профессиональных подрядчиков, это уже не волонтеры. «Но волонтеры играют ключевую роль в организации «Архстояния», без них мы уже не представляем ни одного фестиваля, – рассказывает координатор волонтеров фестиваля Сергей Семен. – Одна из задач для волонтеров может быть монотонной, просверлить 500 досок, вырезать 2000 маленьких голов из бумаги. В другой, напротив, нужен максимальный полет фантазии». Например, волонтеры помогают как в типичных фестивальных работах, вроде помощи посетителям в навигации, расселения и консультации, так и работают с художниками, помогают им в проведении перфомансов и сами участвуют в арт-проектах.

Евгений Разумный / Ведомости

«Каждый год волонтеры творят в Николе-Ленивце чудеса, помогая запустить фестивали», – говорилось в объявлении о наборе. Чтобы попасть на фестиваль, потенциальные волонтеры заполняют анкету – она служит небольшой справкой о человеке, чтобы на начальном этапе понять, какой он, и его мотивацию. Далее куратор волонтеров связывается с каждым из них, проводит телефонное интервью, если есть сомнения, может назначить личную встречу. «Большую роль в отборе также играют некое чутье куратора и опыт предыдущих лет. В принципе, можно без лукавства сказать, что выбираем сердцем», – отмечает Семен.

По его словам, волонтеры «приложили руку» к созданию абсолютно всех арт-объектов фестиваля, в том числе к главной работе этого года «Мавзолей мечты» – башне по проекту казахского художника Тотана Кузенбаева, помогая слой за слоем ее отстраивать в течение как минимум полутора недель. Волонтеры помогали создавать и «Черную полосу» (проект «Бюро SON architecture») – темную дорогу, которая вела к «Белым воротам» Полисского – футуристической «триумфальной арке», которая создана в 2016 г. из деревянных деталей.

Евгений Разумный / Ведомости

«Но необходимо понимать, что волонтеры – это не бесплатная рабочая сила, – отмечает Семен. – Каждый год стараемся, чтобы они не выполняли работу за других, например, за подрядчиков. Ну, если мы даем им задания, которые могут показаться скучными, например организацию трансфера, то потом предоставляем их себе на самом фестивале, чтобы они могли им насладиться».

Самое популярное
Другие города
Выбор архитекторов: атмосферное жилье в путешествии на несколько дней из Москвы
Где остановиться: уникальные гостевые дома и санатории
Свободное время
Лежа в ванне или в кресле с массажем. Чем мировые кинотеатры удивляют искушенных зрителей
Теперь в кино идут не только за блокбастером, но и за яркими впечатлениями от обстановки
Умный город / Мнение
Технологии против тревоги: как определить и снизить уровень стресса
Рыжий кот и плавание по вдохам в борьбе с беспокойством
Культурный город
Главные выставки осени: сюрпризы от классиков и скульптуры, которые нужно обнимать
Сухопутный Айвазовский, «летающие» черепахи и несбывшиеся архитектурные проекты лидера советского авангарда
Другие города
Выбор поколения. Как старшеклассников готовят к работе в IT
Программист, веб-дизайнер, 3D-модельер и разработчик видеоигр – самые популярные специальности среди школьников
Свободное время
Куда пойти в выходные 1-2 октября
Премьера Богомолова, тотальные инсталляции и самые острые китайские блюда
Культурный город
Отдать квартиру за автограф Пушкина: за какими редкими книгами охотятся москвичи
В Москве можно исполнить практически любой каприз коллекционера — вопрос в цене, говорят букинисты
Свободное время
Комод Марии-Антуанетты и шоколад по дореволюционному рецепту. Что посмотреть в усадьбах Москвы
Усадьбы Московского региона подготовили осенние культурные программы
Наш город
Национальный футбольный центр появится в Москве
Он станет главной тренировочной площадкой для российских сборных
Горожане
Василиса, Ладомир и Есения: какие имена дают детям в Москве
Москвичи стали чаще называть детей редкими именами
Наш город / Галерея
Что показывают на ARTLIFE Fest в Москве
На фестивале современного искусства ARTLIFE-2022 представлены 260 работ художников из разных стран
Свободное время
Новый театральный сезон: сказка для взрослых, антиутопия Данилова и трагикомедия Пелевина
От классики XIX в. до современных бестселлеров
Свободное время
Почему лето перестало быть концом дачного сезона: новые гаджеты и ландшафтные тренды
Сейчас на дачу едут не пахать, а отдыхать. Эксперты рассказали о самых популярных запросах москвичей при обустройстве загородного дома и сада
Наш город
Где найти люксовую одежду после ухода зарубежных брендов
Одним из новых трендов становится звездный секонд-хенд
Свободное время
Куда пойти в выходные 24-25 сентября
Неизвестная опера Верди, фестиваль хорроров со всего мира и разбитое сердце на десерт