Лицо эпохи: 10 знаковых ролей Веры Алентовой
Работы выдающейся актрисы, оставившей яркий след в отечественном кино25 декабря ушла из жизни народная артистка России Вера Алентова – актриса, чье имя навсегда вписано в историю российского театра и кино. Более полувека она служила в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина, а ее кинороли полюбились миллионам зрителей. В память об артистке – подборка от «Ведомости. Города» из 10 самых заметных работ Веры Алентовой на экране.
«Москва слезам не верит» (1979)
Знаковая роль Катерины Тихомировой, принесшая актрисе всесоюзную славу и «Оскар» за лучший иностранный фильм в 1981 г. История провинциалки, которая, преодолевая трудности, строит карьеру и ищет любовь в Москве 1950–1970‑х. Алентова создала образ сильной, целеустремленной женщины, ставшей символом поколения. За эту работу она получила Государственную премию СССР.
Интересный факт: режиссер Владимир Меньшов изначально не планировал снимать жену в главной роли, но ее пробы убедили его в обратном.
«Такая короткая долгая жизнь» (1975)
Многоплановая сага, охватывающая судьбы нескольких семей с предвоенных лет до 1960‑х гг. Алентова воплощает сложный женский характер, чья жизнь переплетается с историческими потрясениями. Фильм стал зеркалом эпохи, показав, как личные драмы отражаются в контексте больших социальных перемен.
«Дни летные» (1966)
Ранняя роль Алентовой в драме о летчиках‑испытателях. Фильм погружает в будни молодых пилотов сверхзвуковых истребителей – романтиков, готовых к подвигам, но сталкивающихся с суровой реальностью профессии. Картина передает атмосферу мужества и преданности небу, ставшей для героев не просто работой, а призванием.
«Время для размышлений» (1982)
Психологическая драма о женщине, переживающей второй брак. Алентова играет Аллу – героиню, раздираемую обидами на бывшего мужа и страхом потерять сына. Фильм исследует тему семейных конфликтов и ответственности за чужие судьбы, показывая, как гнев и недопонимание разрушают близких.
«Время желаний» (1984)
Одна из сильнейших драматических работ актрисы в последнем фильме режиссера Юлия Райзмана. Алентова воплощает Светлану Васильевну – энергичную женщину, уверенную, что связи и расчет помогут достичь счастья. Ее брак с немолодым чиновником (Анатолий Папанов) оборачивается трагедией: амбиции героини губят мужчину. За эту роль актриса получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
«Завтра была война» (1987)
Драма по повести Бориса Васильева о школьниках 1940‑х гг., столкнувшихся с репрессиями. Алентова сыграла Валендру (Валентину Андроновну) – завуча, фанатично преданную идеологии. Ее образ неоднозначен: это не злодейка, а человек, искренне верящий в систему, даже если она требует жертв. Фильм получил Гран‑при на международных фестивалях.
«Прости нас, сад…» (1988)
Лирическая картина о бывших комсомольцах, защищающих общественный сад от застройки. Алентова раскрывает тему ностальгии по юности и борьбы за принципы, показывая, как прошлое влияет на выбор в настоящем.
«Ширли‑мырли» (1995)
Яркий эксперимент в жанре эксцентричной комедии от Владимира Меньшова. Алентова исполнила сразу четыре роли: американку Кэрол Абзац, цыганку Земфиру Алмазову, стюардессу Уитни Кроликоу и Люсьену Кроликову. Ее игра стала визитной карточкой фильма, сочетающего абсурд и лирику. Особенно актрисе запомнилась роль Кэрол – возможность воплотить мечту о свадебном платье, которого не было в ее реальной жизни.
«Зависть богов» (2000)
Мелодрама Меньшова о запретной любви в 1983 г. Алентова играет Соню – редактора, чья жизнь рушится из‑за страсти к французскому переводчику (Анатолий Лобоцкий). Фильм исследует конфликт между долгом и чувством, а также влияние политики на личные судьбы. В картине снялись Жерар Депардье и другие звезды. По трагическому стечению обстоятельств жизнь Алентовой прервалась во время прощания с Анатолием Лобоцким – актера не стало 20 декабря 2025 г.
«И все‑таки я люблю…» (2007)
Телесериал о Москве 1970–1990‑х гг. Алентова исполнила роль Анны Брониславовны – матери, противостоящей любви сына к «лимите». Ее героиня проходит путь от жесткой защитницы устоев до человека, способного на прощение. История перекликается с «Москвой слезам не верит», но показывает уже следующее поколение, которое сталкивается с теми же проблемами выбора и предрассудков.