Тихая роскошь: пять доходных домов в столице признали памятниками
Все здания имеют архитектурную и историческую ценностьПять доходных домов в столице признали памятниками архитектуры регионального значения – их внесли в реестр объектов культурного наследия, сообщает портал mos.ru. Все здания расположены в центре столицы и имеют историческую ценность. Ранее у этих домов был промежуточный статус выявленных объектов культурного наследия.
Новый статус получили доходный дом Е. Н. Вейхельт (Большой Харитоньевский переулок, дом 10), доходный дом О. О. Вильнера на Старой Басманной улице (дом 12, строение 1), жилой дом начала XX в. на Спартаковской улице (дом 16), жилой дом архитектора П. А. Ушакова в Денежном переулке (дом 24, строение 1) и арбатский частный дом в Столовом переулке (дом 7, строение 1). Они выполнены в разных архитектурных стилях и обладают исторической ценностью. Ранее у всех перечисленных зданий был промежуточный статус выявленных объектов культурного наследия.
Памятники архитектуры находятся под государственной охраной: такие объекты нельзя сносить. Их владельцы и арендаторы не имеют права проводить какие-либо работы без согласования с городом. Более того, они должны делать всё возможное для сохранения этих зданий.
Угловой эклектизм
Доходный дом Екатерины Николаевны Вейхельт был построен в 1900 г. в Большом Харитоньевском переулке Москвы. Трехэтажное здание выполнено в эклектичном стиле, а его фасад украшен угловыми эркерами с лепниной и рустовкой. Его владельцами были Екатерина Вейхельт и семья Грибовых.
После революции дом был превращен в коммуналки, сохранив оригинальную отделку, такую как лепнина, филенчатые двери, и каменную лестницу. Сейчас здесь расположены магазины и в некоторых помещениях проводятся различные мероприятия.
Осторожный модерн
Доходный дом Осипa Вильнера, построенный в 1903 г. архитектором Николаем Жериховым, является ярким примером московского модерна начала XX в. Здание украшено элементами стиля модерн, включая орнаменты из иоников, женские маски (лорелеи), маскароны с изображением Гермеса и рустованные стены. Фасад дома оформлен балконами с металлическими ограждениями, окнами с плоскими наличниками и лепниной с цветочными мотивами. Третий и четвертый этажи разделяет карниз с широким выступом и лепным фризом. Окна четвертого этажа украшены плоскими наличниками с замковыми камнями и лепниной с цветочными мотивами.
В советское время здесь находились коммунальные квартиры и магазины, а в 1970-х гг. жил известный спортивный комментатор Николай Озеров. Сейчас здание используется под офисы.
Терем в неорусском стиле
Жилой дом начала XX в. на Спартаковской улице, выполненный в неорусском стиле, напоминает сказочный терем. Свой современный облик здание приобрело в 1910 г. Окна второго этажа украшены резными наличниками с геометрическим и растительным орнаментом, а полукруглые окна третьего этажа – архивольтами с гирьками. На фасаде также выделяются балконы с металлическим ограждением. В интерьерах сохранились лепные карнизы, сводчатые перекрытия и печи XIX в.
Дом расположен на месте бывшего имения, первые упоминания о котором относятся к 1816 г. В 1904 г. по заказу купца Василия Герасимова деревянные постройки были снесены, а к главному дому пристроены каменные двухэтажные здания. В 1910 г. надстроили третий этаж, и фасад приобрел убранство в неорусском стиле. Сегодня здание используется как административное.
Классика в новом прочтении
Жилой дом архитектора П. А. Ушакова, построенный в 1823 г. в Денежном переулке, является примером эклектики с классическим декором. В 1893 г. к нему добавили двухэтажную пристройку, спроектированную архитектором Петром Анисимовичем Ушаковым.
Фасад дома украшен рустом, замковыми камнями, филенками, карнизами и лепниной. Окна декорированы лучковыми и треугольными сандриками. Внутри сохранились парадная лестница XIX в., камин и деревянные филенчатые двери.
Дом в окрестностях Арбата
Дом в Столовом переулке является частью городской усадьбы конца XVIII–XIX в. Комплекс включает два примыкающих строения: трехэтажное с северной стороны и двухэтажное с южной. Когда-то здесь располагались флигель и конюшни с кузницей Арбатского частного дома. К концу XVIII в. большую часть квартала занимало владение князя Ивана Федоровича Голицына, который приобрел несколько соседних усадеб.
В середине XIX в. здания были реконструированы архитектором Петром Васильевичем Михайловым. В 1876 г. архитектор Михаил Илларионович Никифоров перестроил угловую часть двухэтажного корпуса. К началу XX в. помещения использовались преимущественно как жилые. Фасады здания сохранили архитектурное оформление XIX в. и представляют собой образец позднего классицизма.
Московский департамент культурного наследия систематически занимается определением объектов культурного наследия и внесением их в соответствующий реестр. За прошедшие 14 лет 734 здания в столице получили статус архитектурных памятников, сообщили на портале mos.ru.
17 февраля в Москве завершился очередной этап реставрации усадьбы Валуево, ранее принадлежавшей княжне Екатерине Волконской. Специалисты укрепили водонапорную башню XIX в., предотвратив ее дальнейшее разрушение. Всего на территории усадьбы планируется отреставрировать 10 объектов культурного наследия, сообщил мэр Сергей Собянин. Также ведутся работы по сохранению главных ворот со скульптурами.
Кроме того, завершена реставрация фасадов доходного дома П. В. Лоськова в Мансуровском переулке. Восстановлены штукатурка, кирпичная кладка, декоративные элементы, крыльцо и эркер. Здание, построенное в 1906 г. в стиле северного модерна, стилизовано под средневековый замок.
30 января Собянин сообщал о реставрации усадьбы Кузьминки, где планируется восстановить 32 памятника архитектуры, а также привести в порядок историческое ядро усадьбы.