Саратовская школа на ВДНХ: как волжские художники изменили советское искусство
На выставке представили более 200 работ саратовских символистовВ павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ 19 декабря открылась выставка «Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920–1940-х», которая предлагает по‑новому взглянуть на историю русского искусства XX в. Большая часть работ приехала в Москву из Саратова, с родины «Голубой розы». Саратовский государственный художественный музей имени Радищева предоставил не только работы хорошо известных художников вроде Павла Кузнецова, но и авторов, чьи имена публике еще предстоит открыть.
Экспозиция выстроена как хронологический маршрут, ведущий зрителя от истоков символизма к сложным поискам формы в эпоху соцреализма. Путешествие начинается с эскиза Виктора Борисова-Мусатова, одного из основоположников саратовского символизма. Далее следуют залы, посвященные знаменитым объединениям «Алая роза» и «Голубая роза», которые в начале века принесли саратовцам славу новаторов. В эти объединения входили, помимо прочих, символисты Кузнецов, Петров-Водкин, Мартирос Сарьян и скульптор Александр Матвеев.
Ключевой тезис выставки – доказательство непрерывности традиции символизма после революции. «Казалось, что «Голубая роза» иссякла, но на протяжении советских десятилетий ее участники не выпадали из художественного процесса», – говорят кураторы проекта. В экспозиции это показано через авангардные эксперименты саратовских Свободных мастерских (СВОМАС) под руководством Валентина Юстицкого и через деятельность объединения «Четыре искусства», идейного наследника «Голубой розы».
Образ трех рек, вынесенный в название, – не просто метафора. Это лейтмотив всей экспозиции, от звукового сопровождения с плеском воды и криками чаек до цветового решения. Куратор Ксения Гусева обращает внимание, что узнаваемая «голуборозовская» любовь к цветам неба и воды здесь преломляется в палитре трех городов. «Оттенки лазури остаются любимыми вне зависимости от географии художника. Но каждый раз она преображалась – так же, как меняется вода, окружающая эти города», – говорит она.
Самый драматичный раздел выставки посвящен 1930–1940 гг. Художники саратовской школы демонстрируют удивительную способность к адаптации, создавая гибрид символистской эстетики и соцреалистического канона. Яркий пример: знаменитая работа Кузьмы Петрова-Водкина «У гроба Ленина», где, по словам куратора Надежды Плунгян, вождь революции автопортретен «как некая идея». Но выставка не скрывает и трагической цены этого диалога. Зал того периода выполнен в бетонных тонах и тревожном свете. Судьба Валентина Юстицкого, уволенного из училища «по обвинению в формализме» и проведшего десять лет в лагерях, стала иллюстрацией эпохи.
Главное достижение проекта – смещение акцента с Москвы и Ленинграда как единственных центров искусства. «Переосмысляя советское искусство, я считаю важным увидеть всё многообразие взаимных влияний локальных школ, немного развенчать общую привязанность к столицам», – говорит Плунгян. Выставка наглядно показывает, как саратовские педагоги, как Алексей Карев, преподавая в Академии художеств, влияли на ленинградских пейзажистов, а их московские ученики распространяли особый, «волжский» взгляд на живопись.
Выставка «Волга. Москва. Нева» будет работать в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ до 17 мая 2026 г. Посетители смогут увидеть более 200 скульптурных, графических и живописных произведений, большая часть которых впервые будет показана широкой публике. В формировании экспозиции приняли участие 14 российских музеев, что делает ее одним из самых значимых межмузейных проектов сезона.